Синестезия проявляется в


Мифы о синестезии

Проявления синестезии: о типах и видах

Антон Дорсо

специально для сайта synaesthesia.ruУказание ресурса и авторства обязательно.

На самые общие типы синестезию принято делить по условиям или причинам, её вызывающим. В первую очередь выделяют когнитивную или художественную синестезию, то есть, такой тип проявления, к которому как к способу познания и самовыражения чаще и планомернее прибегают художники, поэты, кинематографисты, дизайнеры и представители других творческих профессий. Однако это не значит, что такая синестезия проявляется только в искусстве. В ежедневном своем проявлении межчувственные ассоциации, образы и аналогии, вовлекающие ощущения от разных органов чувств, как, например, ожидания приятных запахов от красивых цветов или громких и низких голосов от крупных животных – всем этим обладает каждый из нас в силу опыта и привычной координации ощущений. Вероятно, в творчестве этот опыт обостряется и превращается в более “насыщенные” индивидуальные поэтические картины мира, в которых начинают доминировать чувственные синестетические связи. Такой способ переживания синестетических связей можно назвать имплицитным, то есть, неявным, скрытым, другие же способы характеризуются эксплицитностью ощущений, ярко выраженной, явной закономерностью непроизвольной природы.

Другой тип синестезии, выделяемый на основе вызвавшей его причины, это синестезия в измененных состояниях сознания (ИСС). ИСС-синестезия может быть результатом гипноза, медитаций, транса, молитвенного экстаза, полуобморочных состояний и перехода ото сна к бодрствованию и при засыпании. Причиной ИСС-синестезии может быть принятие наркотических средств и в отдельных случаях некоторых лекарственных препаратов. Частной разновидностью такого типа синестезии можно назвать изменение чувственного восприятия при масштабных воздействиях на организм (головной мозг), таких как интенсивная магнитная активность, физические удары, долговременная невесомость, ампутация (феномен “фантомных” ощущений) и т.д. Сюда же можно отнести и компенсаторные проявления синестезии, при которых у людей, утративших те или иные сенсорные способности, развиваются синестетические реакции на ощущения, получаемые при помощи сохранных органов чувств, например, “фантомные” цвета и формы как реакция на определенные звуки у утративших зрение. Эта группа синестетических проявлений весьма неоднородна и отражает частные случаи влияния – “внутренние” или “внешние” – на головной мозг, при которых значительно изменяется координация его сенсорной активности.

Сопутствующая или, по-другому, приобретенная или побочная синестезия представляет собой результат структурно-анатомических или физиологических нарушений работы головного мозга, таких как ранения, инсульты, опухоли и другие системные нарушения. Синестезия побочного типа в большинстве случаев имеет функциональную связь с напряжением внимания, то есть, связана с посттравматическим восприятием явлений, характеризующимися как “тяжелые” или “назойливые”. Таким образом, сопутствующая (побочная) синестезия может сопровождать определенное расстройство исключительно в качестве симптома, однако в этом случае не синестезия как таковая требует медикаментозного вмешательства, а только вызвавшая её травма. Чаще всего, спонтанно или после реабилитационных процедур, когда мозг восстанавливает баланс ощущений и реакций в новую системность субъективного опыта, сопутствующая синестезия исчезает.

Самый распространенный тип синестезии, никак не относящийся к патологическим и искусственно вызванным проявлениям, это синестезия естественного развития или врожденная синестезия. Прежде чем подробно рассказать о видах проявления врожденной синестезии, особо подчеркну, что во всех случаях синестезия разного типа причинности (генезиса) кардинально отличается как по роли или масштабу вовлеченности переживания, так и по его интенсивности, изменчивости и, главное, по объективной физиологической динамике и субъективному смысловому содержанию. Именно поэтому в оценочном смысле ставить в один ряд синестезию разных типов генезиса невозможно, как нельзя, например, ставить в один ряд память как способность запоминания. Один “помнит” цены на товары в гастрономе, другой “хранит в памяти” результаты проведенных вчера экспериментов на Большом адронном коллайдере. Смысл – в различии.

Итак, врожденная синестезия или синестезия естественного развития возникает в очень раннем возрасте или даже, предположительно, до рождения. Она не поддается сознательному контролю и, как правило, не меняется на протяжении всей жизни. Традиционная классификация естественной синестезии опирается на связь ощущения, которые испытывает человек при её проявлении, с провоцирующими их стимулами (сенсорная классификация). Таким образом, все названия видов проявления врожденной синестезии строятся по шаблону “стимул-реакция”. Например, о человеке, обладающим ощущением температуры в цвете, говорят как о термо-цветовом синестете. Если кто-то ощущает запахи как разнообразные фактурные поверхности или объемы, то такую синестезию удобно называть ольфакторно-тактильной и т.д. Восприятие “вкусов” эмоций будет обозначаться как эмоционально-вкусовая синестезия, а цветов “боли” – как альго-цветовая синестезия (от “алгос” - боль).

Однако формула “стимул-реакция” в названиях естественной синестезии таит в себе некоторую неточность. Так, под музыкально-цветовой синестезией могут понимать сразу три проявления: ощущение звучания разных музыкальных инструментов в цвете, восприятие разных музыкальных стилей или произведений композиторов в цвете и ощущение цветов при прослушивании мелодий в разных тональностях. Существует также звуковысотно-цветовая синестезия, естественным образом связанная с абсолютным слухом или его зачатками. Часто встречающаяся графемно-цветовая синестезия может ограничиваться только восприятием букв или цифр, но иногда даже включать знаки пунктуации. Ощущение цвета при графемно-цветовой синестезии может провоцироваться в большей или меньшей степени как фонетической стороной букв, их звучанием, так и графической, видимой формой. Ранние работы о синестезии приводят примеры отдельного цветового восприятия шрифтов и геометрических начертаний: волнообразных линий, стрелок, пунктиров и т.д.

Следует признать, что и в описании синестетической реакций, таких как “цвет” или “звук”, также закрадывается некоторая условность. Дело в том, что во многих случаях (и это можно прочесть, например, в воспоминаниях Набокова-синестета) переживания не ограничиваются исключительно единым и монолитным качеством окраса или звучания, а могут совмещать в себе движения, формы, светимость, привкус, положение в пространстве и многое другое. Сделаем вывод, что формула “стимул-реакция” лишь обрисовывает общий контур индивидуальных проявлений, не претендуя на точное описание субъективного переживания ни своего первого (“стимул”), ни второго компонента (“реакция”).

Кроме того, для некоторых случаев синестезии существуют индивидуальные традиционные термины, которые также могут условно включать в себя сразу несколько видов проявлений. Например, под пространственной локализацией последовательностей имеют в виду восприятие определенного пространственного расположения (как бы в 3D) не только чисел и годов (дат событий), но и дней недели, месяцев, алфавита и других последовательностей. Такие цепочки в каждом конкретном случае могут иметь не только любое направление и зигзагообразность, но отличаться еще и дополнительным ощущением объема, фактуры, цвета и прочими “элементарными” качествами. Также комплексным проявлением обладает синестезия, именуемая олицетворением графем, при которой цифры и буквы обретают в ощущении синестета качества и описания, обычно присущие людям: характер, пол, возраст и даже комплекцию и род занятий. Нередко олицетворение графем проявляется вместе с другими видами графемной синестезии (цветом, фактурой и т.п.).

Смотри таблицу в конце текста

Как видно из таблицы, некоторые виды естественной синестезии не могут быть описаны и сгруппированы с предельной детальностью. Особенно это заметно ближе к её завершению, где указаны синестезии с тактильными и зрительными стимулами. Это можно объяснить тем, что таких проявлений нам известно не столь достаточно и каждое из них слишком индивидуально, чтобы как-то попасть под то или иное определение. В большой группе зрительных синестезий, например, стимулами могут служить цвета, фактуры, наблюдаемые движения и целые образы, ощущаемые синестетом на вкус, слух или тактильно. Синестезии, вызываемые прикосновениями, также могут отличаться конкретным местом касания к телу (в случае касания руками, синестезию можно назвать гаптической), особенностью касающейся фактуры, температурой, силой надавливания и т.д.

Еще большая степень подобного рода индивидуальности может проявляться в кинетико-звуковой и кинетико-цветовой синестезиях, эмпатии прикосновений, и синестезии, получившей необычное название “бегущая строка”. В частности, эмпатия прикосновений проявляется как непроизвольное ощущение “на себе” наблюдаемых касаний, движений, поз. “Бегущая строка”, как следует из названия, это непроизвольная, бессознательная трансформация слышимой речи в видимый тест, цветной или черно-белый. Зарубежными исследователями зарегистрированы синестезии на шахматы (правила хода фигур) и стили плаванья, в обоих случаях вызывающие у синестетов ощущения цветов.

Стоит заметить, что так называемые синестетические “ассоциации” правильнее было бы называть связями или чувственными проекциями, так как в отличие от ассоциаций жизненного опыта синестетические “ассоциации” формируются по неизвестной для синестета причине и не имеют непосредственного, первичного значения. Также ассоциативностью невозможно объяснить тот факт, что естественная синестезия, как правило, ограничена строго выделенной группой понятий или явлений (категорией) и никогда не выходит за её пределы, даже если существуют понятия, очень близкие по значению. Например, у синестета, воспринимающего дни недели в цвете, слова выходные и уикенд остаются “неокрашенными”.

Так как некоторые термины видов синестезии представляют собой определенную сложность и иногда весьма громоздки, то использовать их стоит только в профессиональных ситуациях для более точного описания особенностей своих или чужих ощущений. В повседневном общении, конечно, можно обойтись и более доступными сочетаниями, тем более, как мы уже заметили, даже многосложные обороты могут и не передать палитру ваших реакций с желаемой точностью. Так, проще говорить о вкусо-звуковой синестезии, а не гастическо-акустической, или “цветных днях недели”, а не о хроно-цветовой синестезии. Можно придерживаться и традиционно закрепившегося понятия цветной слух, для начала объяснив собеседнику, что именно вы имеете в виду, потому что в него могут включаться как музыкальные синестезии во всех их многочисленных проявлениях, так и фонемно- и графемно-цветовая синестезии.

Теперь поговорим еще об одних тонкостях проявления естественной или врожденной синестезии. В некоторых относительно редких случаях синестезия естественного развития может настолько тесно связывать системы чувств, что в результате, например, звуковое впечатление любого характера: шум, музыка, речь – вызывает субъективное ощущения цвета, световых пятен, фактурных и других качеств. Такое проявление естественной синестезии правильнее называть общемодальной, так как в данном случае мы имеем функциональную вовлеченность всей сенсорной системы или модальности, например, слуха, при которой синестезируются все без исключения звуковые стимулы. В отличие от общемодальной формы синестезии, феномен с избирательным механизмом проявления называется специфической синестезией. Именно разновидности специфической синестезии естественного развития делятся и классифицируются по типам, описанным выше и представленным в таблице.

Тем не менее, и в таком делении на специфическую и общемодальную синестезию не все так прямолинейно. В моих исследованиях встречалась разновидность, при которой у одного и того же человека общемодальная синестезия в спокойном привычном состоянии становилась специфической, то есть избирательной. Если бытовой шум становился обыденным, то он прекращал синестезироваться, но человеческая речь, музыка и шумы навязчивого характера никогда не утрачивали своих цветов. Кроме того, у синестета, о котором идет речь, некоторые понятия: цифры, имена, дни недели и названия месяцев - также вызывали синестезию специфического типа, выражавшуюся в своеобразном усилении реакций, присущих закономерным связям его общемодальной синестезии.

Если человек обладает сразу несколькими видами синестезии, то он – множественный синестет, и его синестезия проявляется во множественной форме. Множественную форму проявления синестезии можно охарактеризовать как некоторый промежуточный вариант между общемодальной и специфической (избирательной). У некоторых множественных синестетов можно насчитать семь и более видов синестезии. Обычно, но не всегда, все реакции множественной синестезии переживаются в одной модальности, например, только как цвет и другие присущие зрению качества.

По способу переживания синестетических реакций принято выделять два полюса проявлений: проективный и ассоциативный. Как пример, синестеты с проективными реакциями переживают окрашенные буквы или цифры в виде проекций цвета поверх написанных знаков. Синестетические проекции любой модальности (цвет, вкус, звучание) – это физически реальные ощущения, как бы накладывающиеся поверх предметного мира. Так как они отличаются от реальных цветов или звуков меньшей степенью конкретности и строгой привязкой к вызывающим их явлениям, то перед синестетом никогда не стоит опасность перепутать одно с другим. На другом конце спектра способа переживания синестетических реакций находятся синестеты-“ассоциаторы”. При ассоциативной форме синестетические реакции протекают с той же неизменностью, постоянством и четкостью, но на уровне подспудных впечатлений, стойких знаний и “субъективной неопровержимости” без конкретно-физических качеств, как в проективной форме.

Наконец, еще одним важным понятием, использующимся при описании естественной синестезии, является врожденность. Учитывая сложный характер взаимодействия генетики и среды, термин “врожденная синестезия” должен приниматься на текущий момент исследований только как ориентир. Нередки случаи, когда родители синестетов сами не обладают синестезией и, наоборот, дети синестетов могут не наследовать синестезию. Поэтому даже уже вскрытые генетические маркеры, указывающие на определенную вероятность наследственности синестезии, нельзя принимать однозначно. Вопрос о степени генетической предопределенности синестезии должен оставаться открытым для дальнейших исследований, так как среди возможных влияющих факторов могут оказаться как методы когнитивной социализации (обучения), так и присущие данному обществу стили познания и мышления.

Сделаем вывод: синестезия трудно поддается классификациям и привычному стороннему описанию. Синестезия - разномерный спектр явлений с разными ландшафтами и тонкостями проявлений. Некоторые проявления, такие как олицетворение графем или “бегущая строка”, подпадают под определение синестезии только по характеру непроизвольности и дополнительности субъективного ощущения, другими же своими качествами они не вписываются в классическое понимание феномена. Скорее всего, синестезию лучше представлять себе в виде разноуровневых переходов и спектров проявлений: от выделяемых и группируемых свойств “стимулов” до неповторимого характера “реакций”; от объема внимания, которое она к себе привлекает в субъективном опыте, до личного и творческого значения, которым её наделяют с подачи общества.

Нельзя встретить двух людей, обладающих одинаковыми проявлениями синестезии. И не потому что буква “А” будет окрашена для них в разные цвета, а потому что эта буква каждый раз будет иметь разное значение. Синестезия – результат того, каким образом такие символические явления, как алфавит, речь, счет или музыка, обретают для нас индивидуальную физическую реальность. Именно это делает синестезию универсальным феноменом человеческого сознания.

ТАБЛИЦА С ТИПАМИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЕСТЕСТВЕННОЙ СИНЕСТЕЗИИ

Назад к статье

Сочетание стимула > реакции Формальный термин
эмоции → цвет эмоционально-цветовая
вкус→ цвет гастическо-цветовая
общие звуки → цвет акустико-цветовая
графемы → цвет графемно-цветовая
движения → цвет кинетико-цветовая
ноты → цвет звуковысотно-цветовая
звуки музыки → цвет музыкально-цветовая
запахи → цвет ольфакторно-цветовая
оргазм → цвет оргазмо-цветовая
боль → цвет альго-цветовая
цепочка понятий (числа, буквы) → положение в пространстве локализация последовательностей (числовые формы)
восприятие людей → цвет (“ауры”) “аурическая” синестезия
фонемы → цвет фонемно-цветовая
температура → цвет термально-цветовая
единицы времени → цвет хроно-цветовая
имена → цвет номо-цветовая
названия городов (местностей) → цвет номо-цветовая
хар-р пространства, помещения → цвет нет наименования
прикосновения → цвет тактильно-цветовая
геом. фигуры, начертания → цвет линаменто-цветовая
графема → черты человека олицетворение графем
слова, понятия → черты человека олицетворение понятий
предметы → черты человека олицетворение предметов
слышимая речь → видимый текст “бегущая строка”
эмоции → вкус эмоциональньно-гастическая
эмоции → боль эмоциональньно-болевая
эмоции → запах эмоциональньно-ольфакторная
эмоции → температура эмоциональньно-термальная
эмоции → прикосновения эмоциональньно-тактильная
вкус → звук гастико-акустическая (вкусо-звуковая)
вкус → температура гастико-термальная
вкус → прикосновения гастико-тактильная
графемы → вкус графемно-гастическая
движения → звук кинетико-акустическая
фонемы → вкус фонемно-гастическая
слова → прикосновения лексемно-тактильная
ощущения наблюдаемых прикосновений эмпатия прикосновений
ноты → вкус звуковысотно-гастическая
боль → вкус альго-гастическая
боль → запах альго-ольфакторная
боль → звук альго-акустическая (альго-звуковая)
восприятие людей→ запах персоно-ольфакторная
восприятие людей → прикосновения персоно-тактильная
фонемы → прикосновение фонемно-тактильная
запах → вкус ольфакторно-гастическая
запах → звук ольфакторно-акустическая (ольфакторно-звуковая)
запах → температура ольфакторно-термальная
запах → прикосновение ольфакторно-тактильная
звук → вкус акустико-гастическая
звук → движение акустико-кинетическая
звук → запах акустико-ольфакторная
звук → температура акустико-термальная
звук → прикосновение акустико-тактильная
температура → вкус термально-гастическая (термально-вкусовая)
температура → звук термально-акустическая (термально-звуковая)
прикосновение → эмоции тактильно-эмоциональная
прикосновение → вкус тактильно-гастическая
прикосновение → запах тактильно-ольфакторная
прикосновение → звук тактильно-акустическая (тактильно-звуковая)
прикосновение → температура тактильно-термальная
зрительное восприятие → вкус визуально-гастическая (зрительно-вкусовая)
зрительное восприятие → движение визуально-кинетическая
зрительное восприятие → запах визуально-ольфакторная
зрительное восприятие → звук визуально-акустическая
зрительное восприятие → температура визуально-термальная
зрительное восприятие → прикосновение визуально-тактильная
стили плаванья → цвет нет наименования
шахматы → цвет нет наименования

www.synaesthesia.ru

Синестезия

Синестезия (в переводе с греческого — одновременное ощущение) — не заболевание как таковое, но психологический феномен восприятия, заключающийся в том, что раздражение одного органа чувств, вызывает специфические ощущения в другом органе чувств, незадействованном в данном конкретном случае.

Характерным примером синестезии может считаться, так называемый — цветовой слух. Цветной слух — проявление синестезии, при котором два чувства, зрение и слух, связаны в одно целое. Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные образы, которые могут вторгаться в реальное видение мира. Таких людей называют синестетиками.

Синестезию нельзя считать заболеванием, если конечно она не принимает крайних и особо причудливых форм. Большинство вполне здоровых людей являются синестетиками в большей или меньшей степени.

Синестезию можно условно разделить на несколько по характеру задействованных дополнительных ощущений. Существуют зрительные дополнительные ощущения (фотизмы), слуховые дополнительные ощущения (фонизмы), вкусовые дополнительные ощущения и т. д.

Синестезия может проявляться как избирательно (в отдельных ситуациях, как реакция на отдельные ощущения и раздражения), так и распространяться на целую область восприятия реальности человеком.

К примеру, музыкальными синестетиками (людьми с упоминавшимся ранее цветовым слухом) были такие композиторы как Скрябин, Римский-Корсаков, Мессиан, Томас Кёнер, и член группы Coil — Джон Бэланс. для всех этих людей, музыка определенного тона была окрашена в самые различные цвета. Обратным примером является литовский композитор и художник М. Чюрлёнис старавшийся передать в своих живописных работах музыку.

При этом синестезия не однородна и индивидуальна для каждого человека. Одни и те же звуки, для разных людей могут быть окрашены в различные цвета и представляться различными образами. Кроме того, синестезия как явление, может проявлять себя в «окрашивании» иными чувствами не только звуков, но и вкусовых и тактильных ощущений, чисел, слов, дней недели и еще многих понятий и явлений.

Наиболее часто встречаются синестезии с цветовыми или фактурными ассоциациями на буквы, цифры и слова, к примеру, буква, А очень часто ассоциируется с ярко зеленым цветом.

На данный момент не существует удовлетворительной теории, объясняющей происхождение такого сложного психологического феномена как синестезия.

По мнению американского психолога — Чарльза Осгуда, именно феномен синестезии, состоящий в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности, служит основой метафорических переносов и оценок и делает возможным метод семантического дифференциала.

Несмотря на неясность происхождения данного явления, синестезия знакома людям с глубокой древности. Еще далекие наши далекие предки знали о существовании особого искусства — синкретики. Синкретика означает — неделимое. Звуки и цвета в сознании первобытных людей отождествлялись со строго определенными предметами, восприятие же самих предметов было конкретным.

Явление синестезии происходит непроизвольно и не зависит от желания человека. Синестезия практически не поддаётся изменению по желанию либо усилием воли. Иногда проявления синестезии могут существенно видоизменяться в зависимости от того, сконцентрировано ли на них внимание синестетика, от его эмоционального состояния, от того ожидаем или нет был стимул синестезии.

Считается, что развитие синестезии происходит, скорее всего, раннем детстве. Не исключено, что некоторые формы синестезии, такие как реакция на музыку, звуки, речь или эмоции — могут появляться еще до рождения ребенка, в материнской утробе.

Иногда синестетик может испытывать «сенсорную перегрузку» — избыточную нагрузку на нервную систему, вызванную проявлениями синестезии. В этих случаях, единственным выходом является максимально оградить себя от провоцирующих проявление синестезии факторов и раздражителей. Но вопрос о полном избавлении от синестезии остается открытым. Все дело в том, что синестезия как таковая вовсе не является каким либо психологическим, либо психическим заболеванием, а рассматривается как вариант нормы.

Встречаются случаи полного исчезновения синестезии, без каких либо внешних причин, либо воздействий. Наиболее часто подобное происходит в переходном возрасте и, вероятно, связано с серьезными изменениями функций всего организма и перестройкой нервной системы в частности. Кратковременное же исчезновение синестезии, может быть вызвано стрессом и этому существуют неопровержимые свидетельства.

Психология цвета: синестезия

Синестезия — это психологическая соотносимость цвета, звука, слова, формы, тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений. Впервые на это явление обратили внимание личности творческие — художники и писатели. Гете отметил соответствие геометрических фигур определенным цветам (круг = синему, а треугольник = желтому). Артюр Рембо писал, что звук «А» черного цвета, «Е» — белого, «И» — красного, «У» — зеленого, «О» — голубого. Иван Бунин продвинулся еще дальше: он подробно изложил цветопередачу всех букв русского алфавита.

В середине ХХ века синестезию серьезно стали изучать и психологи. Они доказали, что синестезия характерна для всех людей, но проявляется она в подавляющем большинстве случаев на бессознательном уровне. Звуковое или вкусовое ощущение цвета возникает спонтанно, однако оно характеризуется поразительной устойчивостью и личностным однообразием. Такое явление как синестезия нельзя упускать при создании визуальной рекламы и упаковки, так как цвет в рекламе помогает направлять внимание потребителя в нужное русло, корректировать его отношение к товару в положительном смысле.

В практике большую роль играет функциональная пригодность цвета. В зависимости от обстоятельств, тот или иной цвет психологически вызывает определенные чувства:

Красный: теплый, энергичный, сладкий, веселый. Рекомендуется для оформления рекламы пищевых продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков, сигарет. Осторожности требует при упаковке кондитерских изделий, так как устойчивая ассоциация красного со «сладостью» может привести к чувству пресыщения. Разбавленный красный (розовый) идеален для оформления линий декоративной косметики.

Синий: холодный, спокойный, сладкий, тихий. Занимает стабильное второе место в списке любимых цветов. Рекомендуется для оформления и рекламы пищевых продуктов, минеральной воды, водки, бытовой техники (особенно холодильников и кондиционеров), сантехнического оборудования.

Зеленый: холодный устойчивый, кислый, глухой. Натуральный цвет, соотносимый с понятием «природный», рекомендуется для оздоровительных, экологически чистых продуктов, фармакологических препаратов, линий лечебной косметики, пива (кислый вкус).

Желтый: теплый, нежный, легкий, тревожный. Характеристики противоречивые, как и сам цвет. Потому его можно использовать для оформления рекламы совершенно разных продуктов (детское питание, различные пищевые масла, лекарственные препараты, туристические услуги).

Фиолетовый: тяжелый, глухой, своевольный. Хорошо сочетается с теми продуктами, в которых важно подчеркнуть какой-либо неожиданный аспект, своеобразие, вычурность.

Коричневый: земляной, натуральный, комфортный. Выражает опытность и традиционность. Соответствует товарам, главная характеристика и преимущество которых — традиционность. Коричневый акцентирует внимание на проверке временем, отсутствия легкомыслия.

Черный: тяжелый, глухой, затягивающий. Психологическое воздействие определяется цветовой парой. Как цвет в рекламе подчеркивает торжественность, весомость, важность товара, «оправдывает» высокую стоимость эксклюзивной продукции.

Белый: легкий, светоносный, звучный, раскрывающийся. Как и черный, сам по себе не так значим, как в паре. Вместе с холодными цветами особенно ярко подчеркивает «освежающие» характеристики продукта, отвечает понятиям «чистота», «стерильность».

Примечание: все рекомендации по использованию цвета для тех или иных целей базируются исключительно на эффекте синестезии. При выбора цвета следует учитывать множество других факторов, оценивать их совокупность и выбирать приоритеты. Цвет в рекламе — один из ключевых элементов, его выбор должен не должен основываться на ваши личные вкусовые предпочтения либо однозначные рекомендации в литературе.

studfiles.net

Синестезия: что это такое и что с ней делать?

Синестезия – это явление в психологии, которое означает сопутствующие ощущения тем, которые характерны для определенного органа чувств. Оно характеризуется тем, что какой-либо раздражитель, действующий на определенный орган чувств, вызывает реакцию ощущений не только этого органа, но также ощущения или представления, характерные другим анализаторам.

Чаще всего это можно увидеть на примере «цветного слуха», когда звук вызывает ощущения не только слуха, но и цвета. Человек представляет шум моря синим или голубым. Музыкальные гармонии многие композиторы представляли в цветных спектрах. Некоторые люди утверждают, что цвета они «чувствуют» теплыми или холодными. Таким людям даже в комнате с синими или темно-зелеными обоями холодно и не уютно, они не соглашаются спать и жить в таких комнатах, стремясь, как можно быстрее поменять этот цвет.

Явление дополнительных ощущений

При умеренной выраженности синестезия может встречаться у многих людей, но в случае визуализации слышимого, это явление характеризуется как патологическое. Долгое время психологи и психиатры воспринимали синестезию как причуду, результат гиперактивного воображения. Но на данном этапе развития медицины и психологии синестезия имеет неврологическое объяснение.

Явление синестезии понимается в науке, как сенсорное необычное переживание. Оно появляется тогда, когда человек воспринимает или думает о каком-либо предмете или явлении. В психиатрии этот феномен рассматривается с точки зрения патологии, когда синестезия возникает не по воле человека (синестета), а сама по себе. Это необычная и не свойственная нашему организму дополнительная реакция. Более того, сложно проследить какую-либо логику в возникновении синестезии.

В медицинской и психологической литературе обозначается, что синестезия – непосредственное начало активности мозга, которая имеет системность, выражается в определенных категориях и способствует восприятию окружающей действительности по-другому.

Причины синестезии

В зависимости от происхождения синестезии, существует ряд порождающих ее причин. Синестезия бывает:

  • интоксикационная – изменяются ощущения вследствие влияния на органы чувств различных токсических веществ;
  • травматическая – когда поражен какой-либо анализатор, включаются компенсаторные механизмы головного мозга, и ощущения другого анализатора дополняются ощущениями предыдущего;
  • гипнагогическая – возникает в результате гипнотического воздействия;
  • гипнопомпическая – когда человек засыпает или просыпается;
  • депривационная – возникает в результате угнетения какого-либо органа чувств, может иметь психологические причины возникновения;
  • синестезия измененного состояния – появляется под действием наркотических веществ, алкоголя, внушения (сужение сознания);
  • врожденная синестезия – ее появление обусловлено генетической составляющей и влиянием окружающей среды.

Кому свойственно это явление?

По статистике около 4% людей обладают выраженной синестезией. Они склонны к творческой работе и чувствительны к изменениям вокруг них. Самым распространенным видом этого явления является описание дней недели в каком-либо определенном цвете.

Ученые утверждают, что наследственность и физиологические особенности головного мозга играют высокую роль в появлении синестезии. Также важными компонентами являются окружающая среда и познавательные способности отдельно взятой личности.

Исследователи доказали, что синестеты имеют немного отличительную структуру головного мозга. В момент дополнительных ощущений активность головного мозга синестета также отличается от тех же показателей у обычного человека. Психиатры и психологи отмечают комплексное отличие, а не только разницу в каком-либо одном явлении. Синестезия способствует сверхпластичности мозга.

Особенности синестетов

Люди с синестезией чувствительны к своим ощущениям. Они в целом обладают чувствительностью к раздражителям. Такое явление насыщает сознание людей чувствительностью. Часто именно синестезия является причиной хорошей памяти людей. Здесь синестезия выступает «мнемонической опорой». Есть примеры запоминания иностранного языка в цветовых категориях.

Синестеты склонны к творческой деятельности, особенно художественной. Таким людям проще избавляться от внутренних проблем через арт-терапию.

Эти люди довольно странно выглядят для окружающих. Они утверждают, что имена, голос человека могут воспринимать, как вкусные или нет. Языки для них имеют запах или цвет. С синестезией люди живут, иногда не предавая ей значение. Если это явление не мешает жить, оно может даже помогать познавать окружающую действительность.

Какими бывают виды синестезии?

Ученые, прослеживающие особенности чувствительных людей, разделяют синестезию на определенные виды. Основные из них, которые часто встречаются у людей:

  1. Музыкально-цветовая – человек, прослушивая музыкальное произведение или просто, нажимая определенные клавиши, представляет цветовые пятна, полосы волны. Так, интересная мелодия с высокими и низкими нотами может представляться в виде радуги, то есть переходящими цветами.
  2. Графемно-цветовая. При изучении букв, чтении их или написании человек начинает анализировать цветовые ощущения в головном мозге.
  3. Фонемно-цветовая – при восприятии речи, человек ассоциирует ее с разными цветами. Здесь имеет значение и тембр и темп голоса. Есть случаи, когда при звучании голоса, особенно чувствительные люди не могли его слушать. Они воспринимали как что-то надвигающееся черное, особенно, если эти ощущения цвета или восприятие голоса связаны с детской психотравмой.
  4. Фонемно-вкусовая – появление у человека вкусовых ассоциаций при восприятии речи или отдельных слов. Эти слова могут не иметь ничего общего с обозначением пищи или вкусовых предпочтений человека. Иногда при воспоминании о любимой девушке, парни чувствуют запах свежеиспеченной булочки или экзотической фрукты.

Каждый из перечисленных видов синестезии имеет свои подвиды. Например, музыкальной синестезии существует более 10 подвидов и проявлений.

Проявления

Синестезия проявляется избирательно, все зависит от окружающих раздражителей, которые действуют на человека. Человек может немного регулировать это явление, находясь в месте повышенного воздействия стимулов или уходя с этого места. Отличительной чертой патологической синестезией является то, что она возникает при любом восприятии звуков, шумов. Такое явление нужно корректировать и лечить.

Это явление отличается по своему происхождению от многих когнитивных категорий, которые в основе своего возникновения имеют определенный опыт и научение. Синестезия – процесс, родившийся изнутри сам по себе, то есть имеет эндогенный генезис. В случае повышенной выраженности феномена у человека медики и психологи могут уменьшить интенсивность проявлений, но убрать саму причину наверняка не получится, так как это внутренне обусловленный процесс, происходящий в результате усиленной работы некоторых отделов головного мозга.

Медицинская помощь

При повышенной чувствительности, присущей синестезии, человеку иногда необходима помощь медика или психолога. Такой пациент может ощущать брезгливость или непринятие этих возникающих образов. Иногда дополнительные ощущения вызывают раздражительность, человек не может с ней бороться самостоятельно.

В таком случае уместны легкие успокаивающие препараты. Они снимают раздражительность и помогают человеку более спокойно воспринимать свою особенность.

В сложных случаях при синестезии применяются препараты посильнее, которые обладают снотворным эффектом. Они применяются, когда пациент не может полноценно отдыхать от своих образов, накапливается усталость, раздражительность. Поэтому стоит обеспечить ему спровоцированный препаратами сон. Но не всегда препараты результативны, вместе с ними уместна психотерапевтическая поддержка человека, которому трудно ужиться со своей особенностью.

Психотерапевтическая поддержка

Разобравшись с выраженными симптомами соматических проявлений, специалист должен разобраться, чем продиктовано возникновение синестезии. Мы рассматривали уже ее причины, где указано, что она может возникать на почве травматических ситуаций. В этом случае важна именно психотерапевтическая помощь человеку.

В работе с травматической синестезией применяются известные психотерапевтические методы при травмах.

ДПДГ — этот метод помогает справиться со всеми травмирующими ситуациями за определенный индивидуальный срок работы. Учеными доказана повышенная активность головного мозга в результате возникновения дополнительных ощущений. ДПДГ помогает мозгу вернуться к своей нормальной работе. В результате, человек может обрабатывать информацию, поступающую к нему, осмысленно, адекватно и соответственно раздражителю из вне. В психотерапевтической практике известны случаи, когда в результате такой работы у пациента снижалось количество возникающих «посторонних» ощущений.

В работе с применением когнитивно-поведенческой психотерапии у человека формируется адекватное понимание окружающей действительности, где представление о предмете, звуке или вкусе, заменяется адаптивными мыслями и высказываниями.

Психоанализ позволяет проанализировать специфические ощущения, восприятие ситуации, ставшей стимулом к возникновению синестезии. Психотерапевт с помощью сопутствующих техник этому направлению помогает преодолеть не только психотравмирующую ситуацию, которая повлекла возникновение дополнительных ощущений, но также учит справиться с возникающими комплексами и блоками от настоящего состояния. С помощью психодрамы, символдрамы и некоторых других дочерних направлений, специалист способствует формированию адекватного восприятия особенностей человека, если они не требуют дополнительного медикаментозного вмешательства.

При травматической синестезии иногда уместно применение гипноза. Опытный психотерапевт помогает связать произошедшую травму с возникающими чувствами и мыслями, дополнительными ощущениями «послевкусия» ситуации. Потом применяются другие методики решения проблемы.

Но не всегда психотерапевтическая работа направлена на прошлое. Иногда человек, у которого заметно проявление синестезии, ощущает себя в социуме, как не в «своей тарелке». В этом случае используются техники принятия себя и формируются позитивные установки, как можно использовать сою особенность. Мы уже увидели, что синестезия в умеренном ее проявлении может не только не навредить человеку, но даже помочь:

  • некоторые мнемотические приемы основаны на проявлениях синестезии (поиск цветовых ассоциаций при запоминании слов или картинок: ребенку предлагается несколько слов для запоминания, и он их хорошо помнит по ощущениям, например, мама-тепло, дядя-холодно);
  • для рисования образа иногда используются совсем не художественные ощущения.

Работа психотерапевта в этом случае направлена на формирование позитивного отношения человека к себе.

Синестезия не свойственна всем людям, она может возникать по разным причинам, и обусловлена внутренними процессами в головном мозге. В умеренных проявлениях она помогает человеку воспринимать окружающую действительность. При чрезмерных проявлениях это явление требует коррекции с помощью психотерапевта, а также медицинской помощи. Также психокоррекция требуется, если это явление не интенсивное, но мешает человеку принимать себя и адекватно оценивать свои способности и возможности.

Автор статьи: Редькина Людмила Леонидовна, психолог

depressio.ru

Что такое синестезия, и можно ли прекратить “глюки” сознания

Что общего у Набокова, Кандинского и Теслы? Они обладали особым восприятием. Могли нюхать цвет, ощущать вкус музыки и слышать «музыку» блюд. Такое смешение органов восприятия называют синестизией (synaesthesia).

Раздражение одной сенсорной системы ведет к автоматическому раздражению другой – вот что такое синестезия.

Исследования британского ученого Джулии Симнер выявили 4,4% синестетов на планете.

Самая распространенная особенность – ощущение цвета дней недели.

К синестезии больше склонны женщины. По данным анкеты русскоговорящих синестетов, 94% среди них – женщины.

Нейрологический феномен долго игнорировался учеными. Большинство из них по-прежнему настаивает, что синестеты – не больные люди. Но и называть их просветленными не хотят. Синестезия – патология восприятия. А 4,4% – слишком высокая цифра для количества просветленных.

В статье мы более детально разберемся в этом явлении.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

evrikak.ru

Синестезия

Анестезия (бесчувствие) – это антоним слову синестезия, при которой, человек получает несколько ощущений при раздражении только одного анализатора. Как известно, чувствительность человека определяется пятью анализаторами, каждый из которых ответственен за определенные ощущения:

  • Зрительные;
  • Слуховые;
  • Обонятельные;
  • Вкусовые;
  • Осязательные.

Шестой анализатор рассеян по организму в точках прикрепления мышечных сухожилий к скелету и называется проприорецептивным. Однако к синестезии «шестое чувство» не относится. Проприорцептивные ощущения регулируются вестибулярным аппаратом, тогда как все остальные анализаторы подвержены влиянию лимбической системы. Она располагается в гиппокампе – так называемом «обонятельном мозге». Это самая первая извилина в коре головных полушарий, которые объединены мозолистым телом. Это своеобразный мостик между левой и правой половинами головного мозга. Проявления синестезии свидетельствуют о нарушении синхронности между полушариями головного мозга. Поэтому человек синестетик, чаще всего, одинаково владеет правой и левой рукой. Его можно назвать скрытым левшой, но правильнее, все же, универсалом.

Виды синестезии

Когда при стимуляции одного из анализаторов, у человека возникают четкие ассоциации с другим – такое явление и называется синестезией, то есть, свидетельствует о связи двух совершенно разных ощущений.

По характеру дополнительных ощущений синестезия делится на следующие виды:

  • Зрительная (фотизмы);
  • Слуховая (фонизмы);
  • Вкусовая;
  • Обонятельная;
  • Осязательная.

Самой распространенной формой синестезии является цветовая гамма при мысленном представлении какого-либо предмета. Например, цифра «один» для синестетика представляется окрашенной черным цветом, а цифра «два» – фиолетовым.

Для слуховой синестезии характерны ассоциации звуков с определенными цветами. Человек слушает классическую музыку и представляет её в цветовой гамме.

Вкусовая синестезия характеризуется восприятием какого-либо объекта или даже субъекта во взаимосвязи с определенным вкусом. Человек связывает солнце с сахаром, хотя сам объяснить логической цепочки между этими объектами не может. И, самое главное, спустя много лет, ощущения при синестезии остаются прежними. Поэтому обращение: «Сладенький ты мой!» – по отношению к младенцу для синестетика не является единичным впечатлением. Любой ребенок для такого человека всегда будет связан с ощущением сладости на языке.

Явление синестезии

Главные характеристики истинной синестезии, в отличие от ложной – это непроизвольное возникновение и полная неконтролируемость сознанием. Если человеку представляется цифра «один» черной, а цифра «два» – фиолетовой. То число двенадцать будет окрашено черной и фиолетовой полосой. Двести двенадцать, соответственно, будут иметь две фиолетовых полосы, а между ними – черную. И никакие иные ассоциации не появятся, независимо от воли синестетика. Образ может изменяться только по интенсивности окраски, которая зависит от эмоционального настроя человека.

Всегда явление синестезии постоянно, за счет образования устойчивой пары: «стимул – синестетический образ». Если шум дождя представляется оранжевым, он никогда не станет восприниматься желтым или красным.

Ложная синестезия

Псевдосинестезия никогда не передается по наследству, в отличие от синестезии истинной. Мало того, она вызывается определенными факторами.

Ложное явление синестезии имеет вполне конкретные причины:

  • Прием галлюциногенов. Под воздействием гашиша или ЛСД человек испытывает искажения в восприятии. Наркоман также «слышит цвета» или «узнает звуки по запаху». Но при очередном приеме дозы, все его ощущения могут кардинально измениться. То, что он воспринимал синим, становится почему-то зелёным и так далее;
  • Поражение гипокампа. Опухоль или травма головного мозга приводит к возникновению обонятельных галлюцинаций, которые не имеют конкретной связи между собой. Любые звуки «пахнут» одинаково, различаясь только по интенсивности. Патологию назвать синестезией нельзя;
  • Укоренившиеся ассоциации по типу условного рефлекса. Когда человек слышит сигнал к обеду, ощущает запахи кухни. Или звук будильника напоминает о мятной зубной пасте – ассоциации, запомнившиеся с раннего детства.

Для истинной синестезии не нужно дополнительных стимуляторов, тренировок до закрепления условного рефлекса и воспоминаний детства.

Синестезия в психологии

Феномен синестезии в психологии определяет людей, обладающих способностями к четкой привязке объектов при помощи двух и более чувств, личностями одаренными. Не обязательно, это должны быть выдающиеся таланты или гении, но, безусловно, люди с феноменальной памятью.

Гипотеза о связи памяти и синестезии проверялась следующим опытом. Исследуемой женщине предъявляли матрицы, состоящие из 50 цифр. Испытуемая без запинки по памяти переписывала на листе бумаги все цифры, которые ей показывали в течение нескольких секунд. Мало того, спустя 48 часов она повторила тест с тем же результатом, не глядя повторно на предъявленные цифры в матрице. Опыт объясняет, почему синестезия помогает запоминать незнакомые и ничем не связанные между собой предметы. На каждую цифру у женщины имелась собственная цветовая гамма, которая запоминалась как картина. Подобные произведения искусства пишут художники абстракционисты. Возможно, синестезия в психологии когда-нибудь разъяснит людям, как следует воспринимать такие картины.

Синестезия и психиатрия

Явление синестезии известно психиатрам с конца XIX века. Были изучены многие люди, в том числе, известные писатели, композиторы, художники. За исключением повышенной эмоциональности никаких психических отклонений найдено не было. Заболеваемость среди лиц, обладающих способностями к синестезии, оказалась на одном уровне в общей популяции.

www.neboleem.net

Синестезия в психологии: что это и как развить?

Добрый день, дорогие мои читатели! Сегодня речь пойдет о таком интересном явлении, как синестезия в психологии. Это явление наблюдается примерно у 4% населения. Что это такое, симптомы определения феномена, помогает ли он жить или наоборот мешает – давайте разберемся во всем по порядку.

Во первых, не спутайте понятия синестезия и синергия.

Синестезия – это неврологический феномен, при котором несколько человеческих чувств восприятия сливаются воедино. Таких людей называют синестетами. Они могут не только слышать звуки музыки, но и чувствовать их, отличать по запаху и видеть.

Теории возникновения

На сегодняшний день четко не установлен механизм возникновения этого явления. Существует несколько теорий:

Врожденная особенность

Согласно ей, это врожденное качество человека, которое передается по наследству. Изначально причиной его возникновения у отдельного индивидуума была мутация генов.

Самые яркие примеры переданной по наследству синестезии – это цветное восприятие букв Набокова, которое он унаследовал от матери. Затем он передал его своему сыну.

Стоит отметить, что передается лишь общий механизм, но никак не ассоциативный ряд. То есть, если у матери одни буквы ассоциировались с конкретными цветами, то это вовсе не обозначает, что у ее сына те же буквы будут ассоциироваться с теми же цветами.

Модель кросс-активации

Между двумя расположенными рядом зонами нашего мозга, которые отвечают за разные чувства, происходит взаимодействие. К примеру, зона, отвечающая за восприятие геометрических фигур, попадает в содействие с зоной, которая воспринимает звук. В результате этого между нейронами возникают аномальные связи, что провоцирует неправильное функционирование некоторых из них.

Все дети – синестеты

Согласно этой теории, существует гипотетическое мнение, что в мозгу младенцев существуют «нейронные мосты», которые поддерживают активные связи между органами, отвечающими за формирование ощущений. Если эту версию считать достоверной, то звуки, объемные формы и также цвета в восприятии маленького ребенка слиты в единое неупорядоченное целое. С возрастом такие связи поддаются разрушению, вследствие чего чувства становятся более контрастными и раздельными. Но незначительное количество людей сохраняет такие связи в мозгу на всю жизнь.

Диагностика

Как установить, обладает ли человек этим даром или нет? Хотя это явление некоторые относят к классу психоневрологических заболеваний, оно не включено в перечень расстройств, мешающих привычной жизнедеятельности человека. Это, скорее всего, отличное от других восприятие мира.

Простейшим вариантом первоначального тестирования является многократное исследование на восприятие цветов на протяжении длительного отрезка времени и анализ результатов.

На данный момент этот феномен плодотворно изучает большое количество ученых.

Как стать синестетом?

Многие задаются вопросом: «Как развить синестезию?». Стоит отметить, что перестать в один прекрасный день чувствовать запахи определенных слов или цвета звуков невозможно. Наша сила воли не владеет такими возможностями. Следовательно, стать обладателем такого явления по своему желанию также невозможно.

Но медицине знакомы случаи, когда по причине нарушения каких-то процессов в нервной системе человек обретал такого рода способности. Наиболее известная широкой аудитории подобная история произошла с 45-летним жителем Торонто. По истечении нескольких месяцев после пережитого инсульта мужчина начал чувствовать раздражение от слов, которые были написаны одним конкретным цветом.

Синие цвета начали у него ассоциироваться с запахом ягоды. Изначально мужчина испугался и обратился к врачам. В результате МРТ сканирования было установлено, что пострадавший после приступа мозг пытался восстановить привычное физиологическое состояние. В процессе чего интенсивно между отдельными нервными клетками мозга образовались неупорядоченные связи.

При проведении в Шотландском университете исследований было установлено, что синестеты имеют более четкую ассоциативную память. Причем такие ассоциативные связи формируются в них еще на уровне нейронов. Поэтому они намного прочнее условных, придуманных произвольным образом.

Наиболее распространенные виды синестезии:

  • музыка – слово;
  • музыка – вкус;
  • цвет – вкус;
  • число – цвет – слово.

Для некоторых людей такое взаимодействие ощущений может показаться даром, который помогает более качественно учиться и работать. Другие же понимают, что такие смешанные чувства ведут к дополнительному рассеиванию внимания. Которое может наступать произвольно в самый неподходящий для этого момент, к примеру, на экзамене.

Каждая из немногочисленных попыток ученых искусственно развить синестезию до этого дня проваливалась. Большинство из них сходится на мысли, что основой феноменальности является именно фактор спонтанности, который при искусственном развитии такого восприятия попросту отсутствует.

Что стимулирует развитие синестезии?

Синестезия проявляется в отдельных моментах жизни, а не постоянно. Частота таких появлений напрямую зависит от комплекса вызывающих ее стимулов. Стоит отметить, что если синестезию у человека вызывает музыка, то при ликвидации всех посторонних шумов и прослушивания в постоянном режиме классических мелодий можно больше никогда не пережить это чувство. Реалистичности в таких моментах будет катастрофически не хватать.

В других ситуациях даже против нашей воли нам не удастся избежать таких синестетических ощущений. К примеру, если ассоциативная память фиксирует наличие одного из компонентов (например, звук поезда), то вам не удастся избавиться от этого феномена. Ведь здесь речь идет о стимулах-триггерах.

Синестезия – дар или помеха?

Синестезия – это эндогенное явление, т.е. сформированный внутренними механизмами процесс. Она появляется еще в детстве. Естественно, в этом возрасте суть разного вида ощущений просто не сформирована ребенком. Даже самый простой, как может изначально показаться, вид синестезии – это своего рода зеркальное отражение сложных механизмов работы мозга.

Люди с этими способностями могут прожить жизнь, так и не догадавшись о своем уникальном даре.

Говоря о том, дар это или помеха, многие исследователи этого вопроса склоняются к первому варианту. Ведь большинство из нас не является синестетами. Одаренные могут держать в памяти и при необходимости быстро извлекать точные данные. Всё благодаря именно этим дополнительным нейронным связям.

Заключение

Дорогие читатели! Если вы замечали раньше за собой подобные явления и не знали, норма это или патология, не волнуйтесь — с вами все в порядке! Возможно, вы обладаете синестезией.

Как мы уже говорили, это не патология, а чудесная особенность. И если вы правильно будете ее использовать, то сможете добиться масштабных результатов.

А для того чтобы узнать, являетесь ли вы синестетом, достаточно просто сравнить свое восприятие с восприятием других людей – родственников, друзей или знакомых. Если определенные стимуляторы вызывают у вас отличные от остальных реакции, значит вы — синестет. Соответственно, вы имеете дополнительное преимущество перед остальными.

В заключении, рекомендую вам почитать статью, о синдроме Стендаля и поразительной силе искусства.

Подписывайтесь на обновления и добавляйтесь в наши социальные группы. Там выкладываются анонсы всех интересных статей. Пока, пока.

qvilon.ru

Синестетики: люди, которые видят мир ярче и прекраснее

В обычной жизни мы постоянно используем органы чувств – вдыхаем запах свежего хлеба, любуемся красотами природы, внимаем шедеврам классических композиторов, наслаждаемся вкусом мороженого, с удовольствием трогаем мягкий шелк. Использование одного из органов чувств для изучения какого-либо предмета – это нормальное состояние человека. Да, мы можем увидеть хлеб, почувствовать его запах, потрогать и попробовать его, но кому придет в голову задуматься, как звучит свежий хлеб? Оказывается, что некоторые люди способны задействовать сразу все пять органов чувств для изучения предмета. Это явление называется синестезией.

Что такое синестезия

Эта особенность позволяет более чувственно воспринимать окружающий мир. Согласитесь, что все ощущения – слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные или вкусовые, приносят нам удивительные эмоции. Но синестетики способны получать от чувственного восприятия гораздо больше. Они ярче ощущают действительность, могут увидеть простой предмет прекраснее, чем обычные люди. Для синестетиков открываются все двери, у них больше возможностей для развития собственного творческого потенциала.

Синестезия – это довольно новое понятие, оно появилось около трех столетий назад. Хотя сам феномен был известен еще с древних времен. Наши предки во время ритуальных танцев не разделяли звук или цвет, они не дробили предметы и явления окружающего мира на роды и виды. В конце XIX века синестезия стала популярной в культурной сфере. Творческие люди активно использовали совмещение звука и цвета, зрительного и вкусового восприятия. Но синестезия является предметом обсуждения не только писателей и музыкантов, но и медиков. Современная психология разделяет это явление на несколько категорий.

  • Цветной слух. Этот феномен часто встречается у композиторов или музыкантов. Они способны давать разным звукам свою цветовую окраску.
  • Слуховая синестезия. Явление было подробно изучено и описано учеными из Калифорнийского технологического института. Кристофер Кох и Мелисса Саэнс установили, что синестетики способны чувствовать звуковые ощущения при появлении определенных предметов. Причем даже если сами предметы не воспроизводят звук.
  • Вкусовая синестезия. Эта особенность позволяет людям определенным образом ощущать предметы на вкус. Речь идет не о тех вещах, которые действительно можно попробовать, а именно о зрительных или слуховых ощущениях. Например, при прослушивании песни может появиться конкретное вкусовое чувство.
  • Наиболее часто встречается разновидность синестезии, когда человек ассоциирует зрительные образы с цветовыми или тактильными категориями.
  • Существует проецирующая и ассоциирующаяся синестезия в психологии. Последняя связана с впечатлениями, которые закрепились на подсознательном уровне. Например, у большинства людей холодная вода будет синего цвета. Это связано с тем, что кран с холодной водой всегда помечается синим, а с горячей – красным. Однако у синестетиков проецирующего типа не будет никакой связи между предметом и чувственным восприятием. У них холодная вода может быть совершенно другого цвета.

 

Как появляются синестетики

Появление такого уникального явления вызвало множество споров в научном сообществе. Это и понятно, ведь не каждый человек решает разделять цифры по цветам, буквы по тактильным ощущениям. В XIX веке синестезию считали патологией. Однако после ряда исследований ученые пришли к выводу, что это явление нормально, просто им обладает небольшая группа людей. Изначально считалось, что только 1% всех людей на Земле являются синестетиками. Хотя сегодня эта цифра увеличилась. Исследования Джеми Уорда и Джулии Симнер показали, что один человек из 100 обладает какой-либо из разновидностей синестезии. Хотя существуют данные, что настоящим синестетикам является 1 человек из 25 000. Сложность заключается в разделении настоящей и псевдосинестезии.

Интерес ученых вызывает и то, как появился феномен синестезии. Некоторые связывают его с генетической предрасположенностью. Например, Меган Стивен, ученый из Оксфордского университета, считает, что именно гены играют важную роль при получении синестезии. Однако его исследования доказывают, что влияние могут оказать и другие факторы. Стивен провел эксперимент среди синестетиков, потерявших зрение. Из 6 человек трое получили свою особенность после слепоты. Причем испытуемые демонстрировали отличные разновидности синестезии. Один проецировал зрительные  образы при звуковых или обонятельных ощущениях, другой стал наделять буквы и другие предметы определенным цветом. Саймон Барон-Коэн из Кембриджского университета считает, что обстановка или образ жизни способствуют появлению этого феномена. Важно разделять, что является реальной синестезией, а что связано с проекциями и галлюцинациями.

Известные синестетики

Доказательством влияния генов на возникновение синестезии является сын Владимира Набокова – Дмитрий. Он, как его отец или мать, получил в наследство это уникальное явление. Также среди синестетиков присутствует множество писателей, которые освещали этот феномен в своих произведениях – Бодлер, Верлен, Рембо. Сюда же можно отнести Цветаеву, Бальмонта, Пастернака и других русских авторов. Синестезия ощущений наблюдалась у Римского-Корсакова и Скрябина, а также у норвежской певицы Иды Марии. Это явление замечено не только у творческих личностей. Например, Дэниел Таммет – одаренный молодой человек, способный производить в уме сложные математические вычисления, тоже является синестетиком. Таммет знает 11 языков, что лишний раз доказывает его гениальность. Также синестезия наблюдается у Соломона Шерешевского – журналиста, обладателя феноменальной памяти.

Как развить синестезию

Как вы уже поняли, синестетики способны лучше понимать окружающий мир, полнее чувствовать, испытывать такие ощущения, о которых обычные люди и не могли подозревать. Наличие синестезии позволяет решать творческие задачи, совершенствовать и развивать свой талант. Не зря же среди известных синестетиков так много творческих и талантливых людей. Если вы постоянно ощущаете дополнительные качества у привычных вещей, которые не связаны с подсознательными ассоциациями, если они преследуют вас с самого детства, поздравляем, вы настоящий синестетик. Но если верить ученым, и это явление вызвано не только генетической предрасположенностью, то и обычный человек в состоянии развить у себя его. Существуют даже специальные упражнения, позволяющие подключать дополнительные органы чувств, стимулирующие развитие синестезии. Выполнять их несложно, зато вы сможете ощутить уникальные эмоции.

Наиболее простой способ – это вызывать у себя ассоциации, несвойственные изучаемому предмету. Например, наделите музыку цветом или фактурой. Старайтесь думать не только в тех категориях, в которых вы привыкли, а выходите за рамки. Всегда подключайте дополнительные чувства, которые обычно не используются для изучения. Цвет должен звучать, музыка – обладать вкусом, запахи – быть осязаемыми. Так можно не только ощутить то, что вы не ощущали до этого. Наличие синестезии приводит к появлению уникальных идей, которые до этого были скрыты.

Следующее упражнение потребует существенной работы мозга. Вы должны научиться думать по-другому. Нужно попробовать представить известных людей – художников, композиторов или писателей в другом русле. Подумайте, какую музыку мог бы писать Пушкин, какие картины выходили бы из-под кисти Моцарта. Это помогает развить нетипичные для мозга ассоциации.

Отличный способ, как развить синестезию – это дыхательные практики. Также можно попробовать гимнастику для глаз. Чем лучше работают органы восприятия, тем больше чувств вы способны ощутить.

Чтобы придать зрительные характеристики запахам, можно потренироваться на сильно пахнущих предметах. Закройте глаза и поочередно подносите к носу гвоздику или апельсин, хлеб или табак, лаванду или краски. Любые предметы, обладающие специфическим запахом, подходят для развития синестезии. Придавайте им зрительные или тактильные характеристики. Что-то подобное было описано в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер». Там запах был не только обонятельным восприятием, но цветовым и осязательным. В этом романе подробно описаны все особенности чувств синестетиков.

Для развития тактильных ощущений соберите коллекцию предметов, которые можно дифференцировать. Трогайте их, вызывайте другие ассоциации. Развитию вкусовых ощущений может поспособствовать винная книга или описание блюд. Такие произведения наиболее четко представляют вкусовое восприятие, позволяют тренировать этот орган чувств.

И, наконец, чтобы стать синестетиком, необходимо видеть глубже поверхностных чувств. Например, звук мы воспринимаем слишком грубо, не заостряя внимание на оттенках. Даже тишина в квартире неоднородна, она наполнена максимальным количеством более тонких и незаметных звуков. Старайтесь их распознать, услышать.

Явление синестезии – это не просто особенность восприятия, это новый взгляд на мир. Сегодня все больше и больше людей обнаруживают в себе этот феномен. Вероятно, что синестезия стремительно распространяется по планете, передаваясь на генетическом уровне. Либо человечество переходит на новую ступень, активно задействует все органы чувств для восприятия. Чаще задавайте себе вопросы, как пахнет звук, какого цвета понедельник, каков на ощупь запах клубничного варения. Вероятно, что вы сможете обнаружить и воспитать в себе синестетика.

первоисточник  http://constructorus.ru/

lichnorastu.ru


Смотрите также