Общие сведения о ринолалии


1 Вопрос. Общие сведения о ринолалии как о речевом нарушении.

Ринолалия - это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Наличие расщелин отражается на здоровье, общем развитии и формировании речи ребенка. Такой ребенок с самого рождения овладевает речью в патологических условиях, и у него оказываются дефектными практически все звуки: согласные и гласные. Всегда имеются нарушения голоса: тембра, силы и высоты, расстройства функции дыхания, звукообразования. Постепенно формируется своеобразное гортанно-глоточное артикулирование звуков.

При расщелине неба повреждается процесс очистки и согревания вдыхаемого воздуха, провоцирующий заболевания верхних дыхательных путей и среднего уха. Даже небольшое понижение слуха в этих условиях значительно отражается на речи.

Слаборазборчивая речь сопровождается сокращением мимических мышц, чаще крыльев носа, лба и щек. (Гримассы)

Ринолалия самостоятельное речевое нарушение, характеризующееся своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляции звуков.

При ринолалии страдает произношение и звонких и глухих согласных звуков.

Ринолалия проявляется в трех формах:

  1. Открытая ринолалия- это патологическое изменение тембра голоса, искаженное произнесение некоторых звуков речи, возникающее когда мягкое небо при произнесении звуков сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого неба) или при механических дефектах твердого и мягкого неба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость.

При открытой форме наблюдается:

  • Назальность ротовых звуков

  • Изменение тембра гласных и согласных, их яркая назализация

  • При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплых звук в носовой полости

  • Взрывные П, Б, Т, К, Г звучат неясно

  • Ринофонически звучат Р, Л.

Формы открытой ринолалии:

1) Функциональная открытая (гипокинез мягкого неба)

Причина: недостаточный подъем мягкого неба у детей с вялой артикуляцией.Постдефтерийный парез, рубцы после удаления аденоидов.

Признаки: более выраженное нарушение произношения гласных звуков.

Методы лечения: нарушение звукопроизношения устраняются методами, применяемыми при лечении дислалии. Функциональная открытая ринолалия исчезает после фониатрических упражнений.

2) Органическая открытая

- врожденная (расщелина верхней губы, мягкого и твердого неба, укорочение мягкого неба)

Причина: врожденное расщепление мягкого или твердого неба, укорочение мягкого неба.

- приобретенная

Причины: повреждение языкоглоточного и блуждающего нервов, ранение, опухоли.

Заболевания как грипп, корковая краснуха, паротит, токсоплазмоз, эндокринные заболевания матери, профессиональные вредности, алкоголь и курение.

  1. Закрытая ринолалия-это ринолалия, наступающая в результате нарушения проходимости полости носа или носоглотки.

Образуется при пониженном носовом резонансе во время произнесения звуков речи М, МЬ, Н, НЬ.

Причины:

1) органические изменения в носовом пространстве (вызываются болезненными явлениями, что приводит к затруднению дыхания).

2) функциональное расстройство носоглоточного затвора.

Признаки:

1) исчезает противопоставление звуков по признаку назальный - неназальный (разборчивость).

2) меняется звучание гласных звуков из-за заглушения тонов в носоглоточной и носовых полостях (неестественный оттенок).

Функциональная закрытая ринолалия. - хорошая проходимость носовой полости, дыхание не нарушено. Чаще бывает следствие гиперфункции мягкого неба, которое постоянно находится в поднятом положении. Эта форма чаще всего встречается при невротических расстройствах и истерии. В результате нарушения контроля за собственной речью при понижении слуха, так же возможно появление функциональной ринолалии.

Тембр назальных и гласных звуков сильно нарушен (мертвый оттенок) при этом носовое дыхание и проходимость носовой полости не нарушены: мягкое небо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке.

Обусловливается утечкой воздуха через нос при патологически уменьшенном носовом резонансе, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика всех речевых звуков, значительно искажается тембр голоса.

Смешанная ринолалия возникает при комбинации факторов, вызывающих открытую и закрытую ринолалию; характер проявления речевого расстройства зависит от преимущественного нарушения.

Введение

Эпиграф

На высокопарном стиле дар слова называется «отличительным признаком» и «священной принадлежностью» человеческого рода. Юмористы же утверждают, что он дан человеку, чтобы скрывать свои мысли. Наиболее предпочтительно физиологическое определение. Оно ясное и не может служить поводом какой бы то ни было критике: речь – это издавание звуков с помощью струи воздуха, выдыхаемого человеком через гортанно-губной аппарат.

М.Ажам

Данное учебное пособие предназначается для студентов факультетов специальной (коррекционной) педагогики педагогических институтов и университетов.

Целью данного пособия является ознакомление студентов с основными понятиями и закономерностями общего, речевого и психического развития детей с челюстно-лицевой патологией.

Основные задачи данной дисциплины:

- ознакомление студентов с этиологией и патогенезом сложного речевого расстройства, каким является ринолалия;

- формирование теоретических и практических представлений о комплексном подходе к устранению данной речевой патологии;

- ознакомление с приемами медико-психолого-педагогической диагностики детей с челюстно-лицевой патологией;

- формирование умения обоснованно выбирать методики коррекционного воздействия при ринолалии.

По результатам изучения дисциплины «ринолалия» студент должен:

- иметь представление

о структуре речевого дефекта, первичных и вторичных отклонениях развития у детей с ринолалией;

теоретические основы проблемы исследования речи детей с челюстно-лицевой патологией;

основные методики коррекционной работы с детьми с ринолалией;

  • уметь

  • проводить логопедическое обследование детей с ринолалией;

  • на основе полученных данных определять первичные и вторичные нарушения в структуре речевого дефекта;

планировать и осуществлять основные направления коррекционного воздействия.

Глава 1 Общие сведения о ринолалии как речевом нарушении.

Термин «ринолалия» в переводе с греческого означает речь с носовым оттенком. В отечественной логопедии ринолалия квалифицируется как нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Наличие назального оттенка голоса отличает ринолалию от дислалии, которая характеризуется только нарушением звукопроизношения.

При сохранной артикуляции звуков, когда имеются только нарушения носового резонанса голоса, говорят о ринофонии.

Механизм образования звуков в норме и при различных формах ринолалии. Для нормальной фонации и произношения звуков необходима координированная работа артикуляционного аппарата, одним из активных органов которого является мягкое небо, представляющее собой слизистое мышечное образование. В зависимости от его участия в артикуляции все звуки русского языка подразделяются на ротовые и носовые. В процессе образования носовых звуков мягкое небо опущено, благодаря чему делается возможным доступ воздуха в носовую полость. При произнесении ротовых звуков мягкое небо поднимается, смещается кзади, навстречу задней и боковым стенкам глотки, смыкается с ними, проход в носовую полость закрывается, вследствие чего выдыхаемая воздушная струя направляется в ротовую полость. Таким образом, для разобщения носоглотки и ротовой полости в норме требуются согласованные действия всего мышечного аппарата.

Сила небно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Самое слабое небно-глоточное смыкание наблюдается при произнесении согласного В, самое сильное – при произнесение согласного С.

В зависимости от характера нарушения небно-глоточного смыкания выделяют несколько форм ринолалии.

Ринолалия

Ринолалия – расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата. Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.

Ринолалия - искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек. Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму механической дислалии, однако общепринятым в современной логопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи. Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофония», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи.

Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, логопедии, психологии.

Ринолалия

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке. Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой, опухолей полости носа. Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества. Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии. Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х]. При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии. Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР.

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м'], [н], [н']), заменой [м] на [б], [н] на [д]. При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома. При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и др.

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа. Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.

На основании медицинской диагностики и обследования устной речи намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.

При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки и пр. Главная роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде. До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба). На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.

Общие сведения о ринолалии и её формы

Ринолалия - это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное врожденным анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Пилипенко А.В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: Учеб. пособие / А.В. Пилипенко. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2008. - 45 с. С. 29. Анатомический дефект проявляется в виде расщелины (незаращения) на верхней губе, десне, твердом и мягком нёбе. В результате этого между носовой и ротовой полостью имеется открытая расщелина (отверстие) либо расщелина, прикрытая истонченной слизистой оболочкой. Часто расщелины сочетаются с различными зубочелюстными аномалиями.

При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от нормы и обусловлен нарушением участия носового и ротоглоточного резонаторов. При нормальной фонации у человека во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Нарушения в строении и деятельности речевого аппарата при ринолалии обусловливают отклонения в развитии не только звуковой стороны речи. В разной степени страдают все структурные компоненты языковой системы. Речь ребенка при ринолалии характеризуется невнятностью из-за назализованности (гнусавости) голоса и нарушения произношения многих звуков. Чем обширнее расщелина, тем сильнее сказывается ее отрицательное влияние на формирование звуковой стороны речи. В тяжелых случаях речь ребенка не понятна для окружающих.

В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются три формы ринолалии: открытая, закрытая и смешанная. По этиологии может быть органической (механической) и функциональной; врожденной и приобретенной. Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие / Л.А. Зайцева и др. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2011. - 74 с. С. 16-18.

Открытая ринолалия - патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое небо при произнесении звуков сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого неба) или при механических дефектах твердого и мягкого неба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость.

Открытая ринолалия может быть органической (механической) и функциональной.

Открытая органическая (механическая) ринолалия бывает врожденной или приобретенной: наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого неба, укорочение мягкого неба, а приобретенная открытая ринолалия может возникнуть при перфорации твердого или мягкого неба, при рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого неба. Среди врожденных пороков развития одно из первых мест занимают расщелины верхней губы, твердого и мягкого неба. Частота такой патологии составляет 1 случай на 600-700 рождений. Васильева Е.Е. Ринолалия. Учебное пособие / Е.Е. Васильева. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. - 63 с.

Открытая функциональная ринолалия чаще всего обусловлена гипокинезом мягкого неба. Одна из функциональных форм - «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в результате постдифтерийного пареза, из-за длительного ограничения подвижности мягкого неба.

Закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время произношения звуков речи, и направленностью речевого выдоха только через рот при всех звуках, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика:

  • - нарушение произношения носовых согласных звуков (м, м', н, н', которые звучат как ротовые б, б', д, д') и тембра голоса;
  • - нарушение произношения гласных (оно приобретает неестественный, мертвый оттенок).

Различают две формы закрытой ринолалии органическую (механическую) и функциональную:

  • - при органической (механической) форме речевое нарушение связано с анатомическими дефектами областей зева, носа, носоглотки (аденоиды, полипы, искривление носовой перегородки);
  • - при функциональной форме наблюдается гиперфункция мягкого неба: мягкое небо всегда приподнято и преграждает в той или иной степени путь воздушной струе в нос.

Смешанная ринолалия - состояние, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный небно-глоточный затвор. На произношение это отражается понижением носового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных фонем, тембр которых становится как при открытой ринолалии. Смешанная ринолалия может быть органической (механической) или функциональной.

Наиболее распространенной формой ринолалии является органическая (механическая) открытая ринолалия, возникающая при врожденном дефекте твердого и мягкого неба - расщелине, и представляет серьезную проблему для логопедии и наук медицинского цикла (хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, медицинской генетики и др.). Расщелины губы и нёба являются наиболее распространенным и тяжелым врожденным пороком развития. Встречаются следующие виды:

  • 1) расщелина верхней губы и альвеолярного отростка
  • 2) расщелины твердого и мягкого нёба;
  • 3) расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и нёба - одно и двусторонние;
  • 4) подслизистые (субмукозные) расщелины нёба. При расщелинах губы и нёба все звуки приобретают носовой или назальный оттенок, который грубо нарушает внятность речи.

Дети, страдающие ринолалией, нуждаются в ранней диспансеризации, ортодонтическом и хирургическом лечении. Логопедическая помощь таким детям необходима как в до-, так и в послеоперационный период. Она должна быть систематической, достаточно длительной и предусматривает строгую физиологически обоснованную последовательность. Она не зависит от возраста ребенка, степени тяжести нарушения фонетической стороны речи, вида анатомического дефекта, его состояния (до или после пластической операции).

Логопедическое обследование при ринолалии имеет свои особенности. Прежде всего, необходимо тщательно обследовать ребенка, чтобы выявить индивидуальные особенности речевого развития. Логопед обязательно проводит: Борозинец С. 70

  • 1) установление наличия и степени нёбно-глоточной недостаточности, ее выраженность;
  • 2) установление рубцовых изменений твёрдого и мягкого нёба,
  • 3) установление длины нёба,
  • 4) выявление характера контакта с задней стенкой глотки (пассивный, активный, функциональный),
  • 5) выявление зубочелюстных аномалий: зубов, челюстей, альвеолярных отростков;
  • 6) выявление особенностей моторики артикуляционного аппарата,
  • 7) установление наличия компенсаторных мимических движений.

Эти факторы будут учитываться при проведении коррекционной работы в дооперационном или послеоперационном периоде.

Таким образом, эффективность логопедической помощи тесно связана с анатомическими и функциональными особенностями аппарата речи. Кроме того, очень важна правильная оценка психофизического, психоэмоционального статуса ребенка, его личностных особенностей.

Раздел 2. Содержание дисциплины Тема 1. Понятие ринолалии. Статистика: данные о распространенности нарушения. История изучения.

Понятие и определение ринолалии.

История изучения.

Характеристика форм ринолалии.

Открытая форма ринолалии. Понятие закрытой и смешанной ринолалии.

Специальная терминология для обозначения проблем раздела.

Понятие и определение ринолалии.

Термин «ринолалия» в переводе с греческого означает «речь с носовым оттенком». Является чаще следствием врожденных аномалий: расщелины верхней губы и неба. Их наличие тяжело отражается на здоровье, общем развитии и особенно на формировании речи ребенка. Такой ребенок с самого рождения овладевает речью в патологических условиях, и у него оказываются дефектными практически все звуки: согласные и гласные. Всегда имеются нарушения голоса: тембра, силы и высоты, а также грубые расстройства функции дыхания, звукообразования. Постепенно формируется своеобразное гортанно-глоточное артикулирование звуков.

При расщелине неба повреждается процесс очистки и согревания вдыхаемого воздуха, провоцирующий заболевания верхних дыхательных путей и среднего уха. Даже небольшое понижение слуха в этих условиях значительно отражается на речи.

Слаборазборчивая речь сопровождается сокращением мимических мышц, чаще крыльев носа, лба и щек. Такой сложный симптомокомплекс нарушения речи, называемый открытой ринолалией, создаст большие трудности в общении и обучении.

Статистика.

Среди всех пороков развития человеческого организма на первом месте по частоте стоят аномалии конечностей, а на втором – аномалии зубов, челюстей и лица. По имеющимся данным, случаи несращения губы составляют от 20 до 33,3, а несращения неба – соответственно от 66,7 до 80 % всех врожденных дефектов челюстно-лицевой области. Принято считать, что на 500–10ОО рождений приходится один случай сочетанного несращения губы и неба либо только губы или неба, однако в некоторых районах нашей страны зарегистрирован более высокий показатель – 1:ЗОО.

Считается, что каждый 600-й ребенок рождается с повреждением лицевого скелета. Обычно такие пороки развития неблагоприятно действуют не только на детей, но и на родителей. Они страдают как в психологическом, так и в социальном плане. Их пугает состояние здоровья, дальнейшее развитие ребенка и отношение к нему окружающих.

Родители остро нуждаются в поддержке и помощи, в своевременных квалифицированных консультациях по поводу лечения и обучения детей. На разных этапах многоуровнего процесса реабилитации дети с расщелинами неба требуют большого внимания и участия специалистов различного профиля: ортодонта, челюстно-лицевого хирурга, логопеда, педиатра, оториноларинголога, психолога и социального работника. Родителей необходимо убедить в том, что физический недостаток устраним, реабилитация осуществляется комплексно и планомерно.

Ранние ортодонтические, хирургические мероприятия, научно обоснованные методы до- и послеоперационной коррекции речи с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и подростка позволяют нормализовать речь, обеспечить полноценное общение, а в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Деформации зубо-челюстной системы являются серьезным препятствием для формирования правильной речи, мешают контактам губ, губ и зубов, языка и зубов (образованию губных, губно-зубных, язычно-зубных звуков).

С возрастом искажения голоса прогрессируют. Поэтому одной из сложных задач коррекции является преодоление фонастении, специфических нарушений голоса при ринолалии.

В силу продолжительности нарушения голоса происходят изменения и перестройки речевого слуха, привыкание к назализованной фонации, к имитации искажений, в результате чего формируются патологические афферентные кинестетические установки от органов речи, дети не дифференцируют и не контролируют слухом назализованное и правильное звучание. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем обнаруживается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, которые отличаются тонкими акустико-артикуляторными признаками.

В последние годы все чаще в речи детей с открытой ринолалией проявляются дизартрические расстройства. Обнаруживаются расстройства моторики рук, которые проявляются в нарушении координации, ловкости, точности, быстроты, объема движений.

Некоторые нарушения речи у детей с открытой ринолалией связаны не с артикуляцией, а с недостаточностью физического (элементарного) слуха, со снижением его остроты из-за частых воспалительных процессов в верхних дыхательных путях.

В отечественной логопедии ринолалия квалифицируется как нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

А.Г.Ипполитова дает следующее определение, ринолалия речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи.

В классификациях речевых расстройств ринолалия рассматривается либо как самостоятельное нарушение (М.Е.Хватцев), либо как форма органической дислалии (О.В.Правдива, В.Олтушевский). Иногда ринолалия описывается под названием ринофония (Зееман).

Ринолалия самостоятельное речевое нарушение, характеризующееся своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляции звуков. В отличие от органической дислалии при ринолалии страдает произношение не только согласных, но и гласных звуков. В отличие от нарушений голоса при ринолалии страдает произношение и звонких и глухих согласных звуков.

Ринолалия проявляется в трех формах открытой, закрытой и смешанной и по этиологии может быть органической и функциональной.

Общая характеристика ринолалии.

Ринолалия(от греч. нос + речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия по своим направлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного(лат. нос) тембра голоса.

При ринолалии

артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы.

При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека

происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.

Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого

нёба, боковых и задних стенок глотки.

Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого

нёба с задней стенкой глотки.

Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое

нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном в, самое сильное — при с,

обычно в 6-7 раз сильнее, чем при а.

При нормальном

произнесении назальных звуков м, м', н, н' воздушная струя

свободно проникает в пространство носового резонатора.

В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные

формы ринолалии.

Наличие врожденных небных расщелин глубоко отражается на всем развитии ребенка: это дети болезненные, соматически ослабленные, у них часто отмечается снижение слуха. При ринолалии дефект речи может сопровождаться отклонениями в развитии высших психических функций. Эти больные характеризуются своеобразными

особенностями развития личности и формирования деятельности.

Речевой дефект

ринолалика с самого рождения обусловливается рядом причин.

В первую очередь обеспечение жизненно важных функций дыхания и питания приводит к специфическому положению тела языка (с чрезмерно поднятым корнем). Такое положение языка ведет к нарушению его функциональных возможностей, с одной стороны, и к дефектной компенсации нарушения — с другой (во время речи в

артикуляцию вовлекаются мышцы лица, лба, возникают многообразные синкинезии).

При ринолалии отмечается формирование атипичного специфического дыхания, развитие

гиперназализации и дефекты артикуляции звуков.

В картине речевого нарушения ведущим является дефектное звукопроизношение, вторично может страдать лексико-грамматический строй речи, фонематический слух, письменная

речь.

Коррекция дефекта осуществляется средствами медицинского, логопедического и психолого-педагогического

воздействия.

Классификация ринолалии.

В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные

формы ринолалии.

Закрытая ринолалия- характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время произношения звуков речи. Самый сильный резонанс в норме

наблюдается при произнесении носовых м, м' н, н'. В процессе артикуляции

этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую

полость. Если же носовой резонанс отсутствует, эти фонемы звучат как ротовые б,б', д, д .

Кроме произношения носовых согласных звуков при закрытой ринолалии нарушается

произношение гласных. Оно приобретает неестественный, мертвый оттенок.

Причинами закрытой ринолалии чаще всего являются органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения бывают вызваны болезненными явлениями, в результате

которых уменьшается проходимость носа и затрудняется носовое дыхание. Передняя закрытая ринолалиявозникает

при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом задних отделов нижних раковин, при полипах в носовой полости, при искривлении перегородки носа

и при опухолях носовой полости. Задняя закрытая ринолалияу детей чаще всего является следствием

больших аденоидных разрастаний, изредка носоглоточных полипов, фибромы или

других носоглоточных опухолей.

Функциональная закрытая ринолалия встречается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она характерна тем, что возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической. Причина заключается в том, что мягкое нёбо при фонации и произношении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Подобные явления чаще

наблюдаются при невротических расстройствах у детей.

При органической закрытой ринолалиипрежде всего устраняют причины непроходимости носовой полости. Как только появляется правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости носовой полости (например, после аденотомии) закрытая, ринолалия или ринофония продолжается в обычной форме, прибегают к тем же упражнениям, что и при функциональных нарушениях. При функциональной закрытой ринолалии детей систематически упражняют в произнесении носовых звуков. Проводится

подготовительная работа по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха.

Затем статическая дыхательная гимнастика усложняется за счет голосовых упражнений. Полезно применять также динамическую гимнастику, при которой дыхательные движения сочетаются с движениями рук и туловища. Детей обучают протяжному произнесению звуков, так чтобы ощущалась сильная вибрация в области крыльев

носа и основания носа. Далее дошкольников побуждают произносить слоги па, пе, пу, по, пи таким образом, чтобы гласные звучали немного в нос. Таким же

способом отрабатывают произношение согласных в позиции перед носовыми звуками

(слоги типа ам, ом, ум, ан).

После того как ребенок научится правильно произносить эти слоги, вводят слова, в которых имеются носовые звуки. Нужно, чтобы он произносил их преувеличенно громко и

протяжно с сильным носовым резонансом.

Заключительными являются упражнения на громкое краткое и длительное произнесение гласных

звуков. Кроме того, используются вокальные упражнения.

Продолжительность коррекционной работы при функциональной закрытой ринофонии небольшая. При ринолалии сроки длиннее и их бывает трудно предсказать заранее. Это объясняется тем, что при функциональной закрытой ринолалии требуется также устранение дефектов артикуляции звуков. Кроме того, у детей с данной формой ринолалии

часто наблюдаются некоторые особенности психического развития.

Открытая ринолалия

Для нормальной фонации характерно наличие затвора между ротовой и носовой полостями, когда голосовая вибрация проникает только через ротовую полость. Если же разделение между носовой полостью и ротовой неполное, вибрирующий звук проникает и в носовую полость. В результате нарушения преграды между ротовой и носовой полостью увеличивается голосовой резонанс. При этом изменяется тембр звуков,

особенно гласных. Наиболее заметно изменяется тембр гласных звуков и и, у, при

артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Менее назально звучат

гласные звуки е и о, и еще меньше нарушен гласный а, так

как при его произношении ротовая полость широко раскрыта.

Кроме тембра гласных звуков, при открытой ринолалии нарушается тембр некоторых согласных.

При произнесении шипящих звуков и фрикативных ф, в, х прибавляется

хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные звуки га, б, д, т, к и г, а также сонорные л и р звучат неясно, так как в ротовой полости не может образовываться воздушное давление, необходимое для их точного произношения. При длительной открытой ринолалии (особенно органической) воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для

колебания кончика языка, которое необходимо для образования звука р.

Открытая ринолалия может быть органической и функциональной.

Органическая

открытая ринолалия бывает врожденной или приобретенной.

Наиболее

частой причиной врожденной формыявляется расщепление мягкого и твердого нёба.

Приобретенная открытая ринолалияобразуется при травме ротовой и носовой полости или в результате приобретенного паралича мягкого нёба.

Причины возникновения функциональной открытой ринолалии могут быть разными. Например, она бывает при фонации у детей с вялой, артикуляцией мягкого нёба. Функциональная открытая форма проявляется при истерии, иногда как

самостоятельный дефект, иногда как подражательный.

Одна из

функциональных форм — привычная открытая ринолалия, наблюдаемая, например, после удаления

больших аденоидных разрастаний, возникает в результате длительного ограничения

подвижности мягкого нёба.

Функциональное обследование при открытой ринолалии не обнаруживает органических изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит также то, что обычно нарушается произношение только гласных звуков, в то время как при произношении согласных нёбно-глоточное смыкание хорошее и назализации

не происходит.

Прогноз при функциональной открытой ринолалии более благоприятный, чем при органической. Назальный тембр исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения

произношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

Ринолалия, обусловленная врожденным несращением губы и нёба, представляет серьезную проблему для логопедии и целого ряда наук медицинского цикла (хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, медицинской генетики и др.). Расщелины губы и нёба являются наиболее распространенным и тяжелым врожденным

пороком развития.

Многочисленные функциональные нарушения, вызванные дефектом строения губы и нёба, требуют

постоянного врачебного наблюдения.

В нашей стране созданы условия для комплексного лечения в специализированных центрах при НИИ травматологии, при кафедрах хирургической стоматологии, а также в других

учреждениях, где осуществляется большая лечебно-профилактическая работа.

Врачи различных специальностей наблюд наблюдают детей и сообща принимают план

комплексного лечения.

25. Характеристика закрытой ринолалии.

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесе­ния

звуков речи.

Самый сильный резонанс у носовых м, м', н, н'. При нор­мальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они

звучат как ротовые б, б', д,д'. В речи

исчезает противо­поставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов, в носог­лоточной и носовой полостях. При этом гласные

звуки при­обретают в речи неестественный оттенок.

Причина закрытой формы — чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в резуль­тате которых

затрудняется носовое дыхание.

М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии (ринофонии):

переднюю закрытую— при непроходимости носовых полостей и заднюю закрытую— при уменьшении носоглоточной полости.

Передняя закрытая ринолалиянаблюдается при хрони­ческой гипертрофии слизистой носа, главным образом, зад­них нижних

раковин; при полипах в носовой полости; при ис­кривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.

Задняя закрытая ринолалияу детей может быть след­ствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных по­липов, фибромы или иных носоглоточных опухолей.

Функциональная закрытая ринолалиянаблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она воз­никает при хорошей проходимости носовой полости и нена­рушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее,

чем при органических формах.

Мягкое нёбо при фонации и при произношении назаль­ных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке.

Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей.

При органической закрытой ринолалиипрежде должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям,

как при функциональных нарушениях.

Эффективность логопедической работы по устранению

ринолалии зависит от состояния носоглотки, функции uvula, от

возраста ребенка. Важным фактором является и способность ребенка различать назальный тембр голоса от нормального.

На начальном этапе

занятий рекомендуются дыхательные упражнения, цель

которых состоит в дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. Это достигается сначала упражнениями с дутьем, а затем чередованием краткого и длительного

носового выдоха. Одновременно осуществляется активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки.

Следующим этапом является работа над дифференциацией ротового и носового выдохов. Это подготавливает возможность постановки и

автоматизации назальных звуков: губного смычного м и переднеязычного смычного н.

Детей обучают протяжному утрированному произношению, чтобы ощущалась сильная вибрация на крыльях и основании носа. Таким же образом

упражняют гласные перед назальными звуками (ам, ом, ум, ан). При

произнесении этих звуков и слогов мягкое

нёбо пассивно, логопед контролирует движение губ (при м) или языка (при н), а также силу носвого

выдоха. После этого назальные звуки закрепляют словах. Их необходимо произносить усиленно и протяжно, с сильным

носовым резонансом.

Для коррекции дефекта детям школьного возраста можно вводить тонкую резиновую трубку в носовой ход, другой ее конец — в наружный слуховой канал, чтобы ребенок «слышал

носом» и сам контролировал голосовые вибрации при образовании носовых звуков.

Заключительным этапом является работа над звучностью гласных звуков и над противопоставлением звуков

по знаку назальность-неназальность (п, б — м; д — н).



30. Характеристика основных форм ринолалии

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Изучением ринолалии занимались Анастасия Гавриловна Ипполитова, И______ И______ Ермакова, Елена Александровна Соболева, Галина Николаевна Соломатина, Виктор Михайлович Вололацкий.

Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии по наличию измененного назализованного тембра голоса. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой, которое осуществляется благодаря небно-глоточному смыканию (сокращение мышц мягкого неба, боковой и задней стенок глотки). Одновременно с движениями мышц мягкого неба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана). Во время речи мягкое небо непрерывно поднимается и опускается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и от беглости речи. Сила смыкания меньше для гласных, чем для согласных. Из согласных самое слабое для звука [в], самое сильное для [с].

В зависимости от характера нарушений функции небно-глоточного смыкания выделяют различные формы ринолалии.

Открытая ринолалия

При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее изменяется тембр гласных [и], [у]. Значительно нарушается тембр при произнесении согласных: к шипящим и фрикативным добавляется хриплый хриплый звук, появляющийся в носовой полости; взрывные [п, б, д, т, к, г] звучат неясно, ринофонически звучат [л, р] (воздушная струю настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка).

Для определения используют пробу Гутцмана (ребенок произносит попеременно «а, и», а логопед зажимает и разжимает нос, при открытой ринолалии пальцы ощущают вибрацию). Можно также использовать фонендоскоп.

Функциональная открытая ринолалияобъясняется недостаточным подъемом мягкого неба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Причины:

  • состояние после удаления аденоидов («привычная» открытая ринолалия)

  • состояние после постдифтерийного пареза

Признак этой формы ринолалии – более выраженное нарушение произношения гласных звуков. Прогноз благоприятен. Ринолалия исчезает после фониатрических упражнений, звуки ставятся классическими методами.

Органические причинымогут быть врожденными и приобретенными.Приобретеннаяоткрытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого неба. Причины – повреждение языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др. Наиболее частая причинаврожденной ринолалии – врожденное расщепление мягкого или твердого неба, укорочение мягкого неба. Среди факторов, влияющих на возникновение расщелины, можно отметить:

  • генетические (микропризнаки расщелины у родителей)

  • биологические (грипп, ОРВИ, паротит, токсоплазмоз во время беременности матери)

  • химические (контакт с вредными веществами, никотин, алкоголь, наркотики, бесконтрольный прием лекарственных средств и витаминов)

  • социальные (стрессы)

  • эндокринные заболевания матери.

У детей с врожденной расщелиной имеются серьезные функциональные расстройста (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают сопротивляемость к различным заболеваниям. В настоящее время принята следующая классификация расщелин:

I. Врожденная расщелина верхней губы:

1) скрытая расщелина, неполная расщелина

  • без деформации кожно-хрящевого отдела носа

  • с его деформацией

2) полная расщелина

II. Врожденные расщелины неба:

  1. расщелины мягкого неба (субмукозные, неполные, полные)

  2. расщелины мягкого и твердого неда (-/-)

  3. полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба (односторонняя, двусторонняя)

  4. полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого неба (-/-)

В устной речи отмечается бедность долнгвистического развития ринолаликов, звуки артикулируются беззвучно или с малой силой голоса, не получают слухового подкрепления. Активность лепета постепенно уменьшается. Страдает развитие просодических элементов речи. В наибольшей степени дефект проявляется в фонетической ее стороне. Периферическая недостаточность артикуляционного аппарата приводит к компенсаторному патологическому артикуляционному укладу – высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю часть ротовой полости, чрезмерное его участи в артикуляции, недостаточное участи губ.

За счет подключения носового резонатора все оральные звуки становятся нозальными. За счет подключения глоточного резонатора изменяется характер задненебных звуков (фаринганализация также является компенсаторным средством). Встречется глоттолизация (дополнительная артикуляция в области гортани), придающая речи «щелкающий» призвук. Выявляется и множество других дефектов:

  • нейтрализация зубных звуков по способу образования,

  • замена взрывных фрикативными,

  • свистящий свист при произношении шипящих и ли наоборот,

  • оглушение сонорных в конце слова,

  • отсутствие вибранта или замена на [ы],

  • перемещение артикуляции в задние зоны,

  • понижение разборчивости звуков в стечении и в конечной позиции.

Исследования показывают, что разборчивость речи ребенка-ринолалика снижена на 50 %. Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонений в формировании других речевых процессов.

В частности они ведут к искажению и несформированности фонематической системы языка, что является препятствием к овладению грамотой. Дисграфические ошибки в работах детей-ринолаликов разнообразны. Специфическими являются:

  • замены [п] и [б] на [м] и [т], [д] на [н] и обратные замены («ладныш»), обусловленные фонологического противопоставления соответствующих звуков в устной речи.

  • замены, пропуски, употребления лишних гласных («гулубятня», «пршлел»),

  • замены и смешения свистящих-шипящих («зележо»)

  • трудности употребления аффрикат («прящутся», «шитала», «серез»)

  • замена [ц] на [с] («скворес»)

  • смешение гвонких-глухих («портвель»)

  • звук [л] заменяется [р], реже наоборот («подпрыла»)


Смотрите также