Когда начинать приучать к горшку


Как приучить ребенка у горшку: быстрые методики (7 и 3 дня)

В жизни любого малыша наступает ответственный момент, когда родители решают, что он достаточно большой и уже может обходиться без подгузника. Одного желания взрослых мало, гораздо важнее физиологическая и психологическая готовность ребенка, без которых приучить к горшку, не вызывая негативных эмоций, невозможно. Следует запастись не только терпением, но и некоторыми знаниями, а также изучить методики, выбрав наиболее подходящую.

Содержание:

Когда начинать развитие навыков

Многие родители хотят поскорее приучить своего малыша к горшку, но педиатры и неврологи сходятся во мнении, что в силу физиологических, психологических и социальных причин это нецелесообразно.

Возраст физиологической готовности

До определенного возраста дети не контролируют процессы опорожнения мочевого пузыря и кишечника, они просто не чувствуют их заполненности. Центральная нервная система развита в недостаточной степени и еще не способна передавать импульсы от органов в головной мозг и обратно, а без этого невозможно осознанное освоение подобных навыков.

Неразвитыми являются и органы, которые непосредственно отвечают за физиологические процессы: кишечник, в частности, прямая кишка и ее сфинктеры, мочевой пузырь, уретральный сфинктер, мускулатура брюшной стенки. Перечисленные несовершенства устраняются только к 1.5 годам, а у большинства это происходит и того позднее. Поэтому врачи оптимальным для начала приучения к горшку считают возраст не ранее 1.5 лет, однако уточняют, что затянуться он может до 3-5 лет, и это не будет патологией.

Есть категория родителей, хвастающихся достижениями своих чад, которых они уже в 9-10 месяцев (а иногда и раньше) с успехом высаживают на горшок. При наблюдении за такими малышами можно заметить, что они действительно опорожняются, когда мама сажает их на горшочек или держит над тазиком, ванной, произнося заветное «пись-пись». Однако это всего лишь рефлекс, и ничего общего с осмысленным использованием туалета он не имеет. Как только взрослые «прозевают», свои дела ребенок сделает в штаны, так как это для него все еще неконтролируемый процесс.

Большинство современных педиатров и неврологов против вызывания у ребенка связи между характерными звуками (излюбленное у родителей «пи-пи» и «а-а», звук текущей воды) и физиологическими процессами. Проблемы начинаются в возрасте, когда большинство начинают осознанно проситься на горшок. Они зажимаются и не могут сходить в туалет без «звукового сопровождения». А если ребенка с 3 месяцев держали над тазиком, ванной или пеленкой, то посадить его на горшок гораздо труднее, так как он, скорее всего, будет требовать привычных условий для удовлетворения естественных потребностей.

Гораздо хуже обстоят дела у детей, которых родители насильно усаживают на горшок, прерывая, например, игру, и не дают встать, пока малыш не пописает. Расстроенный ребенок быстро невзлюбит этот атрибут и будет всячески избегать его.

Социальные навыки как показатель готовности

Важную роль в приучении к горшку играет и развитие социальных навыков. Доктор Комаровский, например, считает, что нет смысла начинать обучение, если не сформированы «азы туалетной науки»:

  • увеличение интервала между опорожнениями до 2 и более часов;
  • знание и понимание слов, указывающих на физиологические потребности («писать», «какать»);
  • осознание того, что от него хотят взрослые, полное понимание обращенной к нему речи;
  • нежелание находиться в мокрых штанах;
  • стремление подражать родителям;
  • умение выражать свои желания, пусть и не в словесной форме, а жестами, звуками;
  • умение снимать и надевать штаны самостоятельно.

Если перечисленные навыки развиты в достаточной степени, можно приступать к знакомству ребенка с горшком.

Оптимальный возраст приучения к горшку и как его определить родителю

Во сколько начинать малыша знакомить с горшком, должны определить родители, у каждого ребенка это будет индивидуально. В работе «Дневник развития от рождения до трёх лет» А. Казьмин, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой клинической психологии раннего детства, выделил основные этапы сформированности и определения готовности малыша к освоению гигиенических норм:

  1. В 12-14 месяцев малыш начинает негативно реагировать на то, что его штаны оказались мокрыми, требует их заменить.
  2. В 18 месяцев пытается показать, что хочет в туалет. Ребенок уже способен ощущать некие позывы и давать о них знать. Но он еще не может сдерживаться, поэтому, если родители вовремя не отреагируют, малыш опорожнится в штаны. Это могут быть звуковые сигналы или же изменение настроения. Например, среди игры кроха застывает, задумывается, внимательно смотрит на маму или рядом стоящий горшок.
  3. В 22 месяца ребенок пытается сказать о своей надобности любыми доступными ему средствами, но далеко не все дети в этом возрасте используют слова. Это могут быть жесты, некоторые самостоятельно несут горшок.
  4. К 2 годам малыш уже в течение 3 часов способен оставаться сухим. Если родители смогли к этому возрасту объяснить предназначение горшка, то малыш осваивает эту науку. Он самостоятельно стягивает штаны и садится, нужно следить только, чтобы белье было снято в достаточной мере, одежда не была намочена. Также следует помочь одеться, потому как 2-летнему ребенку еще трудно делать все самостоятельно.
  5. В 2.5 года многие начинают говорить и уже способны объяснить свои потребности. Здесь нужно следить, чтобы ребенок вовремя садился на горшок, потому что, заигравшись, он может не контролировать себя и снова испачкает штанишки.
  6. К 3 годам, как правило, детки самостоятельно контролируют весь процесс: легко находят горшок, не найдя, могут попросить взрослого проводить его, снимают и надевают штаны.

Таким образом, лучшим возрастом, когда ребенку нужно начинать знакомство с горшком, по мнению большинства педиатров, является 1.5-2 года. Именно в это время он физиологически и психологически становится готовым к тому, чтобы полноценно освоить столь важные гигиенические навыки.

Видео: Доктор Комаровский о возрасте приучения к горшку

Подготовительные этапы приучения к горшку

Если по всем показателям (физиологическим, психологическим, социальным) родители определили, что в жизни малыша настал важный этап взросления, следует определить линию поведения и четко придерживаться ее. Нельзя после нескольких неудачных попыток оставлять задуманное, важно запастись терпением и изо дня в день добиваться поставленной цели.

Для начала ребенка «знакомят» с горшком, то есть показывают и объясняют ему, что это и для чего используется. В процессе игры демонстрируют, что одна из игрушек «захотела писать и пошла на горшочек».

После пробуждения утром или днем, перед сном высаживают на горшок на 3-5 минут. Часто бывает, что малышу запрещают вставать, пока он не опорожнится. Так, капризничая, он может просидеть до получаса, что грозит впоследствии психологическим дискомфортом и боязнью туалета. Если ребенок хочет, 3 минут ему хватит, чтобы удовлетворить потребность.

Следует отказаться от подгузника в дневное время. Но не следует во время приучения к горшку оставлять голышом (без штанов или трусиков), так он не сможет установить связь между мокрой одеждой и тем, что необходимо сделать, чтобы она осталась сухой.

Очень важно первое время хвалить кроху, когда получится самостоятельно справить нужду, куда необходимо. Это огромный шаг в его развитии, он должен знать это и то, что его успехи родители очень ценят.

Как только родители увидели, что ребенок без боязни, капризов и истерик садится на горшок, при этом сам снимает штаны, можно переходить к заключительному этапу, то есть к непосредственному приучению.

Основные методики приучения к горшку

Существует несколько методов, применяемых на заключительном этапе обучения. Это может быть классическая методика постепенного приучения или одна из так называемых быстрых методик.

Важно: Приучать самостоятельно пользоваться туалетом следует только после подготовительных этапов знакомства с предметом гигиены и развития необходимых социальных навыков. Нельзя в первый же день после приобретения горшка сажать на него ребенка и требовать, чтобы он сразу же начал им пользоваться по назначению.

Классическая «выжидательная» методика

Часто родители не ставят себе цели за короткое время обучить «горшечной науке», а просто показывают ему горшок, ставят его на видное и доступное место, периодически напоминая, для чего здесь находится этот предмет. Специально высаживать на горшок можно и нужно после и перед сном, перед прогулками, если малыш длительно не справлял нужду. Рано или поздно ребенок сам все поймет и начнет постепенно пользоваться «унитазом».

Конечно, эта методика длительная, но и более естественная. Как говорит Комаровский, следует просто оставить ребенка в покое и дать ему самостоятельно все понять и во всем разобраться. Но важно напоминать, чтобы малыш сам сел на горшочек, а не снимать с него штаны и усаживать. Только так будет происходить самообучение.

Более действенными многие родители считают так называемые быстрые методики.

Как приучить за неделю

Джина Форд и ее система «Добровольный малыш» обещает приучить ребенка к горшку за 7 дней. Эту методику применяют к деткам, достигшим возраста 1.5 лет, имеющим определенную подготовку. То есть ребенок умеет снимать штаны и понимает, для чего это необходимо:

  1. День первый. С крохи снимают подгузник, объясняя, что он стал большим и будет носить трусики. После пробуждения его сажают на горшок на 5-7 минут. При неудачной попытке повторяют через 15 минут. Так до тех пор, пока не будет достигнуто желаемое. Перерывы между результативными высаживаниями составляют 2 часа.
  2. День второй. Родители ставят себе цель следить за поведением, фиксируя любые признаки необходимости горшка. Ребенку следует предлагать горшочек, но не сажать его насильно.
  3. День третий. Убирают подгузник на время прогулки и дневного сна. Для этого следует добиться, чтобы малыш оправился, только потом отправляться гулять или укладывать его спать. В возрасте 1.5 лет перерыв между походами в туалет уже составляет не менее 1 часа.
  4. С четвертого по седьмой дни следует предлагать горшок через равные промежутки времени, особенно если малыш увлекся игрой.

Конечно, через неделю малыш не освоит гигиенические навыки как следует, осечки будут, возможно, поначалу даже чаще, чем хотелось бы. Но уже на этом этапе родители замечают очевидный прогресс. Автор методики отмечает, что главное – не отступать. Если результата через 7 дней нет, все так же продолжают следить за потребностями малыша и предлагать ему горшочек.

Как приучить за 1 день

Авторы методики - Натан Эзрин и Ричард Фокс. Используется метод, когда ребенку уже исполнилось 2 года (и больше), сам он способен полностью понимать обращенную к нему речь и что конкретно от него требуют, может объяснить свои желания и потребности.

Подготовительная работа начинается за 2 недели. Мама знакомит ребенка с горшком, учит снимать и надевать трусики и штанишки. Когда он уяснит простейшие правила пользования предметом гигиены, без сопротивлений и истерик снимает штаны и садится на горшок, можно выбирать день для обучения.

Маме сразу нужно настроиться, что целый день – с утра и до вечера – ей придется быть рядом с ребенком, отложив все домашние дела. Запастись сухой одеждой, любимой игрушкой крохи, лакомством (например, печеньем) и, конечно, терпением. В этот день ребенку нужно давать как можно больше жидкости, это может быть любой напиток, который он любит. Можно выбрать сок, разбавленный водой, чтобы не вызвать аллергию от употребления слишком большого объема, или клюквенный морс, обладающий легким мочегонным эффектом.

Как только ребенок проснулся, следует снять с него подгузник, переодеть в трусики и сразу посадить на горшок. Если ребенок не пописал, долго держать его не стоит.

Мама в течение дня постоянно объясняет, для чего нужен горшок. Для примера усаживает на него любимую игрушку, незаметно подливая в емкость воды, якобы игрушка пописала. Вместе с ребенком идут выливать жидкость в унитаз. Можно разрешить малышу смыть за любимцем, как правило, этот процесс вызывает восторг.

Высаживать ребенка на горшок следует через каждые 10-20 минут. Из-за выпитой жидкости малыш будет писать часто, поэтому в какой-то из разов цель будет достигнута, он опорожнится, куда надо. Мама должна проявить радость и похвалить кроху, вознаградить любим лакомством. При неудачах можно показать, что мама расстроилась испачканной одеждой и мокрым полом, пойти вместе с ребенком вытирать лужу, но ни в коем случае не ругать его.

Как правило, к концу дня после неоднократных объяснений и похвал ребенок уже четко понимает, чего от него хотят, сам при необходимости бежит на горшок, который всегда должен быть рядом. До определенного возраста ребенок не может сдерживать позывы к мочеиспусканию и дефекации. Если в поле его видимости предмета гигиены не оказалось, свои потребности он справит в штаны или, приученный их снимать, в любое удобное для него место.

Видео: Психолог о том, когда и как высаживать на горшок

Приучение по ночам

Часто к этому этапу родители обращаются в последнюю очередь. Ничего плохого в этом нет, но следует понимать, что слишком позднее приучение проситься на горшок по ночам грозит проблемами в будущем в виде энуреза, непроизвольного мочеиспускания. К 5 годам ребенок должен просыпаться при позывах.

Начинают с того, что убирают подгузник на ночь. Чтобы не были испачканы простыни и матрац, который очень непросто высушить и потом избавиться от неприятного запаха, постель ребенка застилают клеенкой, сверху натягивают простынь в 2-4 слоя. Можно использовать современные впитывающие пеленки с непромокаемым нижним слоем, которые есть в аптеке или детском магазине.

Если малыш не просыпается ночью попить или перекусить, родителям придется через каждые 3 часа ставить будильник, чтобы высадить его на горшок. Постепенно интервал увеличится, и просыпаться можно будет только 1 раз за ночь. Держать сонного ребенка нужно не более 3 минут. Если малыш описается, от того, что пеленка мокрая, он, скорее всего, проснется. Следует посадить кроху на горшок и сменить простынь.

Контролировать ночное мочеиспускание получается далеко не сразу. Уходит до полугода и больше, пока не выработается навык вставать, чтобы сходить в туалет.

Важно: Даже у деток, которые по ночам просятся на горшок, случаются промахи. Это происходит, если малыш спит слишком крепко или если он болеет. Некоторым бывает просто лень вставать, они думают, что «разок можно». Именно поэтому до 5-6 лет родителям не следует посылать детей в туалетную комнату, лучше ставить горшочек рядом с кроватью.

Видео: Опыт мамы о ночном приучении к горшку

Какие проблемы возникают и как их решить

Далеко не всегда удается решить проблему сразу. Возникает ряд ситуаций, к которым родители бывают не готовы:

  1. Умеющий пользоваться горшком малыш начинает снова писаться в штаны. Регресс проявляется как реакция на стресс (например, смена места жительства и садика, развод родителей). Может быть признаком приближения так называемого «скачка в развитии», когда после некоторой паузы у ребенка резко появляются новые умения и навыки. Как правило, через время (от недели до месяца) все нормализуется. Если же этого не происходит, лучше посоветоваться с неврологом.
  2. Боязнь горшка. Ребенок изначально не желает садиться на него, плачет и вырывается. К такой реакции чаще всего приводят различные ошибки родителей в процессе обучения данному социальному навыку. В этом случае следует сделать перерыв и совсем убрать горшок из вида. Месяца через 2-3 купить новый, полностью отличающийся формой, цветом и прочими параметрами, и начать все с начала. Можно попробовать приучать малыша садиться сразу на унитаз, используя специальный детский стульчак и подставляя для удобства стульчик-лесенку.
  3. Медицинские проблемы, при которых ребенок 3-5 лет не умеет контролировать мочеиспускание и дефекацию. Эти проблемы решает только врач.

Иногда ребенок отвергает горшок из-за ошибок родителей, наиболее частой из которых является неподходящий возраст приучения, когда малыш не готов ни психологически, ни физиологически, не обладает достаточными социальными навыками.

Постоянное ношение подгузников приводит к тому, что нет неудобств от мокрых штанов. Педиатры советуют с первых дней жизни проводить воздушные ванны, а примерно с 3-4 месяцев надевать впитывающие средства только на сон и на прогулку. Ребенок должен чувствовать свое тело, понимать, когда ему комфортно, от чего бывает дискомфорт и как этого избежать.

Пристыживания вызовут у крохи боязнь горшка. Часто такие детки стараются сделать свои дела незаметно. Опасаясь наказания, ребенок будет ходить мокрый, это ведет к воспалению органов мочеполовой системы, инфекциям, зимой – к переохлаждению.

Дополнительные рекомендации для успешного приучения

Начинать приучать малыша к горшку опытные мамы рекомендуют в теплый период, когда не страшно, если ребенок окажется мокрым на улице. Конечно, кроху сразу же следует переодеть в чистое сухое белье.

В момент приучения одевать и дома, и на улице ребенка следует так, чтобы он сам без труда мог снять трусики и штанишки. Для этого выбирают одежду с нетугой резинкой, без застежек, шнуровок и прочих приспособлений. Подгузники с липучками лучше заменить на специальные подгузники-трусики для приучения к горшку, которые малышу также не составит труда быстро стянуть с себя в случае необходимости. Их первое время можно надевать на прогулку или перед поездкой, на дневной и ночной сон.

Мальчиков, как и девочек, начинают приучать к горшку сидя. Когда навык освоен полностью, папа объясняет сыну правила поведения в туалете, не забывая напоминать об обязательном мытье рук после его посещения.

Огромное значение имеет и правильный выбор горшка. Цвет не играет решающей роли, потому как в столь юном возрасте малышу будет безразлично, розовый или зеленый у него горшочек. Если родителям этот вопрос принципиален, можно опереться на предпочтения самого ребенка, взяв его с собой за покупками.

Существует несколько простых требований к первому атрибуту:

  1. Анатомическое выполнение. Для девочек выбирают горшки с круглой выемкой, для мальчиков – с овальной.
  2. Материал. Лучше брать приспособления из качественного пластика: они не охлаждаются, ребенок будет чувствовать себя на нем комфортно.
  3. Отсутствие эффектов. Существует множество горшков со звуковыми или световыми эффектами, но от них лучше отказаться, дабы не напугать ребенка или чтобы малыш не воспринял средство гигиены как игрушку.
  4. Устойчивость. Детки бывают на горшке достаточно активными, особенно когда мамы сажают их на длительное время. Чтобы исключить падение ребенка и выливание жидкости на пол, отдать предпочтение стоит моделям с широким основанием.

Если планируются поездки, то можно приобрести горшок с крышкой или специальный контейнер-непроливайку.

Когда ребенок категорически отказывается садиться на горшок, можно постараться завлечь его любимой игрушкой или читать ему в это время книгу. Увлекаться данным способом не стоит, потому что впоследствии можно столкнуться с отказом идти к своему туалету, пока мама не возьмет в руки книгу.

Видео: Доктор Комаровский о «горшечной науке»

23 марта 2019

prosto-mariya.ru

Когда начинать приучать ребенка к горшку?

Когда начинать приучать ребенка к горшку? Ребенок в возрасте 1-2 лет, как раз тогда, когда легче всего сформировать привычку пользоваться горшком, делает только то, что ему нравится.

Задача родителей – не «спугнуть» желание ребенка научиться писать в горшок, помочь ему освоиться с этим новым для себя процессом. Для ребенка же это целое открытие: он, оказывается, может, «как большой» писать в горшок!

Но от желания родителей, чтобы их ребенок поскорее стал пользоваться горшком, до реализации этого навыка, иногда может пройти достаточно много времени. Этот период (возраст 1-2 года) и является самым благоприятным временем для приучения к горшку.

Многие родители 5-6 месячных малышей с гордостью хвастаются: «А наш-то, наш-то… Уже на горшок ходит!». На самом же деле, это достижение не ребенка, а мамы, которая периодически сажает чадо на горшок.

По теории вероятности (особенно при знании примерного режима облегчения младенца), периодически желание ребенка «сходить в туалет» совпадает с моментом, когда родительница высаживает его на горшок.

Но на самом деле, в возрасте до 9-12 месяцев, ребенку «без разницы», пописает он в подгузник, на пол или в горшок. Так стоит ли тратить свое время и проявлять постоянное терпение в этот период?

Ведь у любой мамочки много гораздо более неотложных дел. Намного легче приучить ребенка к горшку, когда он уже может уверенно сидеть, манипулировать игрушками, ходить.

Его пассивный словарь достаточно широк, он сможет соотнести понятие горшка с предметом (горшок – это тот зеленый круглый «стульчик» с нарисованным тигренком, который стоит под детской кроваткой).

Он сможет сам найти и достать горшок по просьбе взрослого. Он сможет понять, что родители довольны его действиями (попросился на горшок), и что действия эти правильные.

Правила приучения малыша к горшку просты.Основная трудность заключается в том, что процесс этот требует большого терпения от родителей и регулярной повторяемости одного и того же ритуала.

Пока ребенок научиться осознавать, что он сам может контролировать мочеиспускание и дефекацию, понимать, что делать «пи-пи» и «ка-ка» нужно в горшок, проситься на горшок, снимать трусики, может пройти несколько недель, а то и месяцев.

Но вплоть до возраста 5-6 лет возможны «аварии» (заигрался, не рассчитал силы, не успел добежать до горшка).

Итак, примерно после года (можно с 9-10 месяцев) надо постепенно приучать малыша к горшку (а себя к мысли, что теперь и на долгое время слежение за желанием малыша облегчиться будет Вашей основной задачей).

Читайте также:

Физическое развитие ребенка до года

Как отучить ребенка от «памперсов»

Какие игрушки нужны детям до года

Как приучить ребенка к горшку?

Отмените подгузник, когда вы дома (на ночь, на прогулку и в поликлинику – лучше пока оставить).

Пусть малыш играет дома в обычных хлопчатобумажных трусиках. В отличие от одноразовых подгузников, мокрые трусики будут вызывать у ребенка дискомфорт, что также будет дополнительным стимулом для малыша поскорее приучиться к горшку. Понаблюдайте за ребенком и попытайтесь определить примерную длительность «сухих» периодов.

Как правило, у большинства ребятишек вырабатывается определенный «режим»: «по большому» — с утра (обратите внимание на поведение ребенка перед эти событием, чаще всего малыш перед дефекацией может покряхтывать, делать сосредоточенное лицо), «по маленькому» — после сна, после приема пищи или прогулки.

На начальном этапе приучения к горшку можно высаживать ребенка примерно каждые полчаса-час, либо каждый раз, когда Вам покажется, что малыш готов облегчиться. Позже Вы приноровитесь и почти на подсознательном уровне сможете почувствовать, что «час икс» наступил.

Устройте ребенку знакомство с горшком.

Покажите ему новый для него предмет, назовите его. Опишите («Это горшок. Он круглый и синий. На горшке нарисована кошка. Катя будет писать и какать в горшок, как взрослая»). Дайте ребенку потрогать, повертеть горшок в руках, постучать им об пол.

Покажите место, где будет стоять горшок (в углу детской, под кроватью, в ванной комнате). Заинтересовывая ребенка горшком, постарайтесь не превращать его в игрушку.

Горшок должен вызывать у малыша симпатию и интерес, но надо приучить ребенка к тому, что он предназначен все-таки «для дела», а не для постоянных игр, как, например, машинка или пирамидка.

Малыши любят все яркое и красивое.

Поэтому к выбору горшка стоит отнестись серьезно. В детских магазинах большой выбор различных горшков. Можно сходить туда с ребенком и «примерить» несколько штук на предмет удобства сидения, размера.

Есть горшки необычные и нестандартные (музыкальные, например). На таком горшке ребенок будет сидеть с удовольствием, но есть опасность, что приучение к горшку может превратиться в многочасовое сидение на новой игрушке, а основная задача (мочеиспускание) пройдет мимо внимания малыша.

Высаживая ребенка на горшок, комментируйте свои действия: «Маша снимает трусики, садится попой на горшок, писает. Встает. Посмотри, Маша пописала, в горшочке водичка. Маша молодец, большая девочка, умеет ходить на горшок. Вечером придет папа, мы ему расскажем, что Маша весь день писала в горшок сама».

Если результат «сидения на горшке» достигнут, ребенка надо обязательно похвалить. Дети любят доставлять маме удовольствие, пусть ребенок видит по Вашему радостному лицу, что Вам приятно. За «неудачи» никогда не ругайте. Если ребенок не хочет сидеть на горшке, не заставляйте его силой.

Каждый раз, когда ребенок, встав с горшка, «не сделав дела», чрез несколько минут «напрудил» лужу на пол, говорите ему, что сделать это надо было в горшок, можно подвести ребенка к горшку, показать его. Покажите, что Вы расстроены, не ругайте малыша и обязательно выразите уверенность, что у него все получится.

Лучший способ обучения маленького ребенка – личный пример.

Конечно, не каждый родитель сможет чисто психологически заставить себя присесть на детский горшок (хотя такой вариант допустим). Но есть и другие возможности.

Если у Вас есть знакомые семьи с маленькими детьми, которые уже пользуются горшком, сходите к ним в гости, устройте малышу ликбез. Можно использовать в качестве примера игрушки (звери, куклы, особенно такие, которые «пьют и писают»).

Если ребенку скучно сидеть на горшке, посадите рядышком ним на игрушечный (а можно и настоящий) горшок любимого медвежонка или котенка. Можно показать ребенку фото и видео с сидящими на горшках детьми.

Когда ребенок станет постарше (около 1,5-2,5 лет – у всех по-разному), надо объяснить ему, что не стоит ждать, пока мама догадается, что чаду надо бы сходить в туалет.

Пусть ребенок, почувствовав позыв, подойдет к Вам или к горшку и знаками или словами доведет до Вашего сведения, что пора на горшок.

Опять же, можно использовать пример: собачка (медвежонок, кукла) «подходит» к маме и «говорит» (озвучивает, естественно, мама): «Мама, хочу пи-пи». Мама сажает собачку на горшок, хвалит: «Молодец, собачка, попросилась на горшок».

Когда начинать приучать ребенка к горшку, решайте сами. Но проявляя терпение и упорство, вы рано или поздно увидите результат.

Однажды ребенок, захотев в туалет, подойдет к горшку, сам снимет трусики, сядет на него и… словом, сделает все то, чему Вы его так долго учили.

razvitie-rebenka24.ru

Когда и как приучить ребенка к горшку: советы невролога

Все родители рано или поздно задумываются о том, когда их ребенок должен сам начать ходить в туалет и пытаются всяческим образом форсировать этот процесс. Действительно, это очень щепетильный вопрос, который каждый родитель пытается решить по-своему, но который вызывает до сих пор множество споров и дискуссий как между мамами, так и в профессиональной среде врачей и психологов.

Когда ребенок должен сам приучиться к горшку днем? С какого возраста нужно начать беспокоиться и принимать меры, если он писается ночью? Нужно ли помогать ребенку вырабатывать рефлекс осознанного мочеиспускания и дефекации, иными словами, приучать его ходить на горшок в определенное время и если да, то каким образом? Влияют ли памперсы на этот процесс? И помогают ли этому ранние высаживания с рождения и естественное пеленание? Как приучить ребенка к горшку? Об этом мы решили расспросить опытного детского невролога, практикующую в Центре традиционного акушерства и семейной медицины и ведущую психологических семинаров в центре «Волшебный ребенок» Елену Прудник.

«Прежде всего, всем родителям следует усвоить одну простую вещь: нужно расслабиться и отпустить ситуацию до какого-то определенного момента, вместо того, чтобы эмоционально реагировать на каждую лужу и неудачу ребенка, даже если, казалось бы, прогресс был уже налицо. Потому что эта сфера (испражнений и мочеиспускания) целиком и полностью принадлежит вашему ребенку и только ему самому решать, когда переходить от мокрых штанов, постели или подгузников к горшку и туалету. К этому процессу взрослый не должен относиться оценочно: ни в коему случае нельзя ругать ребенка за то, что он не дотерпел до горшка и не стоит быть слишком эмоциональном, стараясь подбадривать малыша всякий раз, когда он «не промахнется»: это может привлечь его внимание и вовлечь его в своеобразную игру с вами, когда ему будет интересно посмотреть на вашу реакцию. Но ненавязчиво похвалить человека за то, что он отконтролировал свой процесс в организме иной раз можно, при этом, вовлекая его в процесс мытья горшка, выливания содержимого в унитаз, спускания воды в туалете или стирки испачканных штанишек.

Весь этот тонкий процесс зависит от зрелости центральной нервной системы. Пока она не созрела, малыш, понимая, что он - мокрый и осознавая факт процесса дефекации, не сможет ловить позывы и терпеть, пока не доберется до горшка. Ему нужно пройти несколько стадий до финальной степени успеха:

  • осознавать сам факт (момент) мочеиспускания и дефекации и различать состояние «мокрый» - «сухой»
  • чувствовать работу сфинктеров и «ловить» момент позыва непосредственно перед тем, как сходить в туалет (но не обязательно еще бежать на горшок в этот момент)
  • подавать знаки взрослому перед туалетом и терпеть до тех пор, пока взрослый не предложит «высадить» ребенка
  • и, наконец, самостоятельно справляться со своими естественными нуждами и днем, и ночью во время сна».

«У здоровых доношенных детей навыки опрятности формируются от 1 года до 2-х лет в зависимости от их степени брезгливости и внимательности и чуткости родителей. Если ребенок физически не выносит мокрой одежды и грязи, уже в год ему может быть настолько неприятно испражняться в штаны, что он сам постепенно перейдет на горшок или начнет подавать явные знаки родителям перед туалетом. То же касается родителей, которые с раннего детства высаживают детей, понимая их секретный язык и «ловя» их знаки позывов. Они могут чаще «попадать» в цель и сажать детей на горшок вовремя. Но и в 2-2,5 года ребенок может вполне еще иметь право писаться в штаны и в кровать. Надо лишь помнить, что рано или поздно примерно в этом возрасте он точно будет хотеть ходить на горшок самостоятельно.

Ночью малыш может писаться до 3-3,5 лет, это вполне нормально для его незрелой нервной системы. Высаживать ночью крепко спящего ребенка не возбраняется, но и особого эффекта не принесет, кроме сухих пеленок в кровати. Когда мозг ребенка окончательно созреет, он сможет просыпаться сам от того, что хочет в туалет.

Важно понимать, что, если родители слишком требовательны к ребенку в этом щепетильном вопросе и настаивают сильно, малыш может отказываться, так какиспражнения – личная зона ребенка. Если мама нервничает, настаивает, даже ругается, ребенок может замкнуться и выработать подсознательно невротическую реакцию с регрессом, на зло будет стремиться к обратному и бежать за шторку, демонстративно делая лужу или кучку в штаны».

«Чтобы избежать, обратной реакции, нужно показывать детям наглядный пример. Если родители и старшие браться и сестры показывают малышу, куда нужно ходить в туалет, путем подражания рано или поздно он к этому привыкнет.

Настоятельно рекомендуется в год снять ребенку памперс на большую часть времени и дать понять малышу, что у него есть испражнения (моча, кал), как они пахнут и насколько в них ему комфортно находиться. Позыв от мочевого пузыря поступает в мозг, а затем уже – в мышцы брюшной полости и сфинктеры. Ребенок на первом этапе должен сначала увидеть следствие, а потом уже понять, что этому предшествует и что происходит в сам момент мочеиспускания/дефекации. Дома следует менять постоянно трусы, при этом не обязательно постоянно ходить за ним с горшком, и только на улицу в холодное время года можно надевать памперс после 1 года.

Говоря о сторонниках естественного пеленания, нужно отметить, что раннее высаживание и натуральные многоразовые подгузники на процесс созревания нервной системы, к сожалению, не влияют. Как ни стараются ответственные родители высаживать по любому знаку малыша днем и ночью с его рождения и стирать хлопковые подгузники, процесс осознания позыва все равно наступает не раньше года. Итак, главное правило во всем – действовать без фанатизма и уметь доверяться организму ребенка».

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

chips-journal.ru

Приучаем ребенка к горшку

Абсолютно любая мама задумывается, как и когда начать приучать своего малыша к горшку. Расспрашивает об опыте мамочек во дворе, штудирует интернет, читает журналы и в итоге остается ни с чем. А все потому, что информации много, а каждый ребенок уникален. Чтобы не терять время и силы на поиски верной и проверенной информации, мы рассмотрели основные моменты, касающиеся этого трудного, но деликатно процесса.

Когда малыш готов?

Когда малыш готов?

Первое, на что следует обратить внимание, — готовность ребенка к обучению. Если дитя не понимает, для чего нужен горшок и что со всем этим делать, то сколько времени не потрать, все попусту. Некоторые мамочки начинают «высаживать» (изначально над ванной с льющейся водой) младенцев чуть ли не сразу после рождения, пытаясь избежать вредных, с их точки зрения, подгузников. Опытные женщины смогут без труда посчитать, сколько раз за день придется так ходить в туалет с грудничком. Но если есть желание и полная уверенность в своих силах, то никто не запрещает. Хотя лучше потратить это время на отдых. Спокойная мама лучше той, которая каждые двадцать минут стоит над ванной с ребенком на руках

Психологи считают, что идеальный возраст малыша для знакомства с горшком колеблется в пределах от восемнадцати до двадцати четырех месяцев. Такого же мнения придерживаются и отечественные педиатры. Но следует помнить, что каждый ребенок уникален, а рамки условны. Смещение возраста в меньшую или большую сторону не является патологией при условии, что малыш развит по возрасту и имел возможность получать необходимые навыки.

Также следует помнить и о разнице между девочками и мальчиками. Как правило, прекрасная половина пола приучается к горшку раньше и быстрее. Мальчишки начинают ходить на горшок чуть позднее своих сверстниц.

Примерно до полутора лет дети не чувствуют, как работает их кишечник и мочевой пузырь. Выделение мочи и кала происходит неосознанно. Поэтому частое высаживание на горшок в раннем возрасте поможет сэкономить исключительно на подгузниках, а вот нервы мамы и ребенка будут потрачены зря, вплоть до полного отвращения к ненавистному горшку со стороны ребенка.

Так на какие же признаки стоит обратить внимание, чтобы понять, что дитя уже готово? Итак, приучать к горшку можно, если ребенок:

  • понимает речь и реагирует на нее;
  • может выражать свои эмоции и желания хотя бы на уровне слоговых слов или жестов;
  • испытывает дискомфорт от мокрого белья, подгузников;
  • остается сухим во время сна (если во время дневного — это первый звоночек, если и ночью сухой — то уже пора действовать во всю);
  • умеет садиться, наклоняться и уверенно вставать.

Родители должны понимать, что в этом деликатном вопросе нет места агрессии, давлению и оглядкам на других детей.

Дети горшок не выбирают, это дело родителей!

Современные модели горшков имеют самые невероятные формы, цвета, даже музыку и фонарики. Не сложно догадаться, какой горшок выберет малыш. Но нужен ли он, такой яркий и игрушечный?

Не стоит тратиться зря на дорогостоящий горшок с несколькими мелодиями только потому, что малыш потянул к нему руки в магазине. Педиатры утверждают, что горшок должен быть прост и удобен. Это не игрушка, а предмет гигиены, с которым у ребенка должна быть только одна ассоциация.

Правильный горшок должен быть устойчивым, с широким и надежным основанием. Лучше, если он будет изготовлен из пластика, так как этот материал нагревается от тела малыша гораздо быстрее. Плюс ко всему он дешевле и практичнее вариантов из металла и керамики. Важно только помнить о том, что пластик должен быть не токсичным и приятным для нежной кожи ребенка.

Для девочки лучше купить круглый горшок, а мальчику — овальной формы с фронтальным с выступом. Такая разница обусловлена анатомическими особенностями детей разных полов. Для путешествий лучше отдать предпочтение специальным моделям с крышкой и ручками.

Приучение к горшку: важные моменты

Приучение к горшку: важные моменты

Да, с одноразовыми подгузниками легче. Но приходит время, когда от этого блага цивилизации нужно отказываться. Хотя родителям придется немного потрудиться и проявить терпение, чтобы начатое дело прошло как можно скорее и спокойнее.

В приучении крохи к горшку нужно учитывать многие факторы.

  • Горшок это новый друг, с которым ребенка необходимо познакомить. Спокойно и ласково объясните, что это за предмет и зачем он нужен. Идеален вариант, когда в семье уже есть дети: старшие братики и сестры, на примере которых малыш сможет понять, что от него требуют.
  • В случае, если ребенок написал в штаны, следует не ругать его, а объяснить, что быть сухим приятно, а мокрым — нет, попутно рассказывая о том, что горшок всегда поможет оставаться сухим.
  • Приучение к горшку невозможно без режима. Поэтому следует взять за правило высаживать ребенка на горшок после еды, сна, спустя пару часов после игр/бодрствования, даже если дитя не говорит о своих позывах сходить в туалет.
  • Горшок должен быть под рукой всегда. Немного замешкались, и все, штаны сырые.
  • Многие детки очень любят смотреть и слушать, как смывается вода во взрослых унитазах. Данная хитрость может помочь. Просто каждый раз, когда малыш сделал свои дела в туалетной комнате, дайте ему возможность смыть воду в унитазе самостоятельно.
  • Никакой агрессии и усилий в освоении нового дела! Если кроха категорически не хочет садиться на горшок, не стоит его заставлять это делать. Просто уберите на некоторое время данный предмет, а потом мягко и ненавязчиво предложите опять в него пописать.

Приучаем малыша к горшку за неделю

Одним из распространенных способов приучения детей к горшку является недельная методика, разработанная английской женщиной-врачом и няней с многолетним стажем. Она подходит для деток от полутора лет, которые проявляют самостоятельность в собственном одевании, знают части тела, а также понимают и выполняют простейшие указания.

День 1. Начало дня. Снимаем подгузник, приговаривая: «Такой большой вырос! Где же наши трусики?» или что-то в этом роде. Высаживаем на горшок, который можно поставить в туалетной комнате. Задача: выдержать ребенка на горшке десять минут. Этого времени достаточно для того, чтобы малыш сделал все свои дела. Если малыш не хочет, не заставляем. Проявляем фантазию: поем песни, читаем книги. Но это только на первых порах.

День 2. Повторяем действия первого дня, но игр во время этих десяти минут должно быть меньше.

День 3. Утро — то же самое. На прогулку подгузник не надеваем, но обязательно писаем в горшок перед ней. На улице необходимо периодически спрашивать о том, хочет ли ребенок в туалет. Ходить можно в кустики или брать горшок с собой. Нескольких таких дней будет достаточно для выработки навыка.

День 4. По заверениям создательницы методики, к четвертому дню, если следовать этим четырем пунктам, малыши станут ходить на горшок самостоятельно. Единственное, о необходимости сходить в туалет им нужно напоминать постоянно. И обязательно следует хвалить и поощрять дитя, но никак не ругать и не стыдить за то, что ребенку не удалось справиться с позывом. Придерживаясь данных советов, приучить малыша к горшку за семь дней будет вполне реально.

Пройдите тестТревожность ребенкаТревожность ребенка Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

medaboutme.ru

Когда нужно приучать ребенка к горшку? Советы и рекомендации специалистов

В «допамперсную» эпоху мамы старались приучить малышей ходить на горшок, как можно раньше. И это понятно, ведь этим они хотели облегчить себе жизнь и снизить количество белья, которое нужно ежедневно стирать. Учитывая то, что и автоматические стиральные машины стали привычным предметом обихода относительно недавно, то наших мам и бабушек остается только пожалеть.

Но и современных мам нередко волнует вопрос, когда нужно начинать приучать ребенка к горшку? Ведь расход на подгузники – это часто довольно существенная статья бюджета молодой семьи.

Бабушки, опираясь на собственный опыт, советуют начинать сажать ребенка на горшок рано, как только малыш научится уверено сидеть. «Продвинутые» мамы, начитавшись разных умных статей, напротив, откладывают это дело до трех или даже четырех лет. А что по этому поводу думают врачи?

Известный детский врач Евгений Комаровский, считает, что в наши дни проблема приучения к горшку сильно преувеличивается родителями. Доктор утверждает, что любой ребенок, если у него, конечно, нет серьезных заболеваний, рано или поздно научиться дела свои дела в отведенных местах. Но когда же нужно делать попытки научить малыша пользоваться горшком?

Педиатры считают, что эффективно управлять процессами опорожнения ребенок обучается в возрасте 20-30 месяцев. А постепенно приучать его к горшку стоит примерно с полутора лет.

Конечно, эти рекомендации примерные, так как все дети развиваются по-разному и нужно смотреть на готовность каждого конкретного ребенка.

Молодым родителям стоит усвоить, что понятие «высаживать на горшок» и «приучать к горшку» — это две разные вещи.

Высаживать на горшок ребенка можно начинать месяцев с восьми, если это не вызывает у него протестов. Данный процесс особенно эффективно работает с детьми, у которых стул случается регулярно, примерно в одно и то же время. Кроме того, логично высадить ребенка на горшок, если он проснулся в кроватке сухим. В этом случае, велика вероятность того, что ребенок сходит именно в горшок, но это не означает, что малыш уже все понял и больше никогда не намочит штанишек.

А вот осознано приучать малыша к горшку стоит начинать с 18-24 месяцев. К этому возрасту малыш уже способен контролировать свои позывы, поэтому он будет хорошо понимать, зачем ему предлагают сесть на горшок.

Признаки готовности ребенка к приучению

Заочно ответить на вопрос, как и когда нужно приучать ребенка к горшку, очень сложно, так как нет возможности оценить степень готовности малыша.

Считается, что ребенок готов к пользованию горшком, если он:

  • самостоятельно ходит, может нагибаться и поднимать с пола предметы;
  • начинает проявлять свою самостоятельность, отказываясь выполнять какие-либо действия;
  • приобретает желание подражать старшим;
  • умеет самостоятельно стянуть и надеть штанишки;
  • может проснуться после дневного сна сухим;
  • ощущает неудобство от мокрых штанишек или грязного памперса;
  • понимает слова взрослых, обращенные к нему, сам может выразить свои желания (словами или жестами).

Если все перечисленные признаки присутствуют, то малыш уже полностью готов к приучению.

Прежде всего, следует купить горшок и убедиться в том, что он удобен для малыша. Если горшок ребенку неприятен (слишком широкий, узкий, холодный и пр.), он откажется на него садиться.

Купив горшок, нужно определить место, где он будет стоять. Чаще всего, его ставят в той комнате, в которой больше всего времени проводит ребенок. Не стоит задвигать его под кровать, на этапе приучения горшок должен стоять на видном месте.

Нужно показать ребенку горшок и рассказать, для чего он здесь поставлен. Можно поиграть вместе с малышом, высаживая на горшок куклу, мишку, а потом и самого малыша.

На дневное время придется отказаться от памперсов. Поскольку в период обучения практически неизбежны периодически возникающие аварии, то следует снять с пола паласы, а диваны застелить хорошо впитывающими жидкость пеленками.

Нужно высаживать малыша на горшок до и после сна (если проснулся сухим), через некоторое время после еды и перед прогулкой. В принципе, внимательная мама заметит, что ребенок, когда хочет в туалет, начинает вести себя необычно – сжимает ножки, начинает покряхтывать или затихает. В это время нужно предложить ребенку присесть на горшок.

Если все получилось, как нужно, следует обязательно похвалить маленького, сказать, что он большой молодец. Ну, а если в течение пяти минут результата нет, смысла держать ребенка на горшке нет.

Обязательно нужно похвалить малыша и за попытку самостоятельно сесть на горшок. Но тут важно не переусердствовать, так как малыш может понять, что его хвалят именно за то, что он уселся на свой «трон», а вовсе не за результат.

А вот ругать малыша, если случилась «авария» нельзя. Можно выразить свое огорчение, посетовать, что штанишки стали мокрыми и напомнить, что по нужде нужно ходить в горшок. Но все это нужно говорить ласково, не пугая малыша.

После того, как малыш поймет, для чего у него в комнате стоит горшок, стоит отказаться от надевания подгузника на прогулках в теплое время года. Выходя гулять возле дома, можно взять с собой складной горшок (не все дети соглашаются присесть «в кустиках»), а также, пару запасных штанов, чтобы не возвращаться домой, если случится неприятность.

Обязательно нужно предложить ребенку сходить на горшок до прогулки, а если он будет оказываться, попробовать мягко настоять. Со временем малыш научиться терпеть несколько часов, и не нужно будет носить с собой горшок и ворох запасной одежды.

Итак, приучение к горшку – процесс непростой. Приступать к обучению малыша стоит только тогда, когда он полностью готов к этому. Не стоит обращать внимание на рассказы подруг или соседок о том, что их дети уже давно освоили эту «науку». Во-первых, многие мамы склонны преувеличивать способности своих детей, а во-вторых, все дети разные и требуют индивидуального подхода в воспитании и обучении.

4allwomen.ru

Когда следует приучать ребенка к горшку

На первом году жизни крохи процесс опорожнения мочевого пузыря и кишечника происходит рефлекторно. Ребенок еще не способен чувствовать наполнение/опустошение выделительных органов и контролировать осознанно данный процесс. Возникает вопрос: когда приучать ребенка к горшку, и как лучше это сделать?

Немного о физиологии

Многие молодые родители озабочены вопросом «приручения» малыша к горшку, ставят его во главу угла. Они слушают радостные сообщения подруг и соседей о том, какой умный у них сыночек/дочка — ведь уже в 7 месяцев он/она опорожняется по командам «пи-пи, а-а»! Является ли это осознанным процессом на самом деле?

Врачи утверждают, что по своему физиологическому состоянию развития кроха до двенадцати месяцев просто не ощущает наполнения выделительных органов, не чувствует давления на стенки мочевого пузыря и прямой кишки. Соответственно, младенец до годика никак не может контролировать выделительные процессы.

Почему же тогда детки опорожняются по команде? Потому что упорные родители не устают высаживать грудничка на горшок и держать его над ванной, призывая сделать «пи-пи». У малыша естественным образом вырабатывается условный рефлекс на данные требования, и он опорожняется.

По наблюдению врачей готовность к осознанному опорожнению формируется вместе с развитием центральной нервной системы и претерпевает следующие этапы становления:

  • после двенадцати месяцев формируется контроль над выделениями;
  • после 1,5 лет ребенок начинает приобретать устойчивые (более менее) навыки туалетной науки;
  • к трем годам приобретенные навыки фиксируются в сознании на всю жизнь.

Исходя из данных наблюдений, можно сделать вывод: приучать малыша к горшечным делам до 12-18 месяцев бесполезно.

Он просто не осознает, что должен делать. Можно днями садить малютку на горшок, добиться рефлекторного опорожнения — но это не будет являться осознанным желанием сходить в туалет.

Прежде всего, чтобы осознанно проситься и ходить на горшок, нужно чувствовать давление на стенки органов выделения. Далее, нужно уметь сознательно удерживать наполнившую мочевой пузырь урину. Если у малыша нет подобных ощущений (а их не будет до 12-18 месяцев), начинать обучению ходить на горшок бессмысленно.

Признаки готовности ребенка к обучению

Когда надо садить кроху на горшочек в первый раз? Существуют некоторые признаки, по которым мама поймет: время ходить на горшок пришло. Произойдет ли это событие в 12 месяцев или затянется до 18 месяцев, никто ответить не сможет. К стойким признакам готовности малыша относятся такие:

  • умеет садиться на корточки и вставать самостоятельно;
  • осознанно наклоняется и поднимает предметы с пола;
  • с ним можно «договориться», он все понимает;
  • может выражать желание ходить в туалет звуками или знаками;
  • просыпается сухим после дневного отдыха;
  • может находиться сухим более двух часов подряд;
  • выработал ритм опорожнений: после ночного сна и еды;
  • чувствует дискомфорт в мокрых штанишках.

Созревание малыша к физиологическому оправлению проявляется постепенно. К этому времени ребенок должен понимать слова «писать, какать», уметь отличать ручку от ножки, проявлять желание раздеться/одеться и нежелание находиться в грязных трусиках. На пути психологического созревания к горшку у малютки формируется соответствующая реакция на физиологические проявления, происходящие с ним:

  • замечает, что по ногам течет теплая струйка урины;
  • старается знаками и голосом показать, что хочет оправиться.

Важно! Если вы начали активно обучать опорожнению в горшок, не надевайте на прогулку памперсы. Малыш просто не поймет ваших намерений: то нельзя в штанишки, то вдруг разрешается.

Знакомство с горшком

Когда сажать ребенка на горшок, мы выяснили. Как правильно садить кроху на горшочек, сколько раз в день это делать, и нужно ли придерживаться какой-то схемы? Распространенные ошибки молодых родителей приводят к тому, что:

  1. кроха воспринимает горшок игрушкой;
  2. малыш боится горшка, потому что не понимает его назначения.

Прежде чем первый раз посадить малыша на новый для него предмет, нужно сначала познакомить его с этой диковинкой. Психологически малютка должен быть готов к данной манипуляции и не испугаться до слез. Страх приводит к тому, что кроха при виде горшочка заливается слезами и кричит.

Каким должен быть горшочек? Родители стремятся приобрести яркий нарядный предмет, который, по их мнению, непременно привлечет внимание крохи и понравится. Здесь кроется ошибка: малыш должен почувствовать практическое назначение данного предмета (ходить в туалет) и не путать его с игрушкой.

Важно! Приучать малыша к горшку можно после того, как он осознает, что именно нужно с ним делать. Если ребенок воспринимает предмет туалета игрушкой, можно долго и упорно приучать опорожняться без результата.

Как объяснить малютке назначение горшочка? Для этого мама/папа должны внимательно наблюдать за крохой и успеть подловить момент, когда он «замирает» или начинает ходить и кряхтеть. Нужно срочно снять штанишки и усадить малыша на горшочек. Сколько раз придется ловить момент, чтобы кроха осознал назначение данного предмета туалета, неизвестно.

Не включайте воду, чтобы инициировать мочеиспускание в горшочек! Это может спровоцировать неожиданные проблемы уже во взрослом возрасте: на подсознательном уровне может зафиксироваться рефлекторное опорожнение на текущую воду.

Этап привыкания

Привыкание к предмету гигиены и четкое осознание необходимости данного процесса происходит осознанно и закрепляется на всю жизнь. Ответственность за выработку необходимого навыка лежит на родителях. Сколько усилий они приложат, сколько терпения выработают — знают только они сами.

Чтобы выработать устойчивый навык ходить на горшок, нужно посвятить этому процессу немало времени. Лучше приучать кроху в такое время, когда ему надо опорожниться: сразу после ночного сна или после еды. Он так быстрее привыкнет справлять нужду в определенное место. Этапы обучения можно характеризовать так:

  1. знакомство с новым предметом гигиены;
  2. потребность крохи ходить на горшок;
  3. окончательное формирование полученного навыка.

Результатами первого этапа обучения должны стать сформировавшиеся положительные эмоции от самого процесса взаимодействия с новым предметом гигиены. Малютку необходимо эмоционально хвалить за успехи и никогда не ругать за промашки.

Сколько может длиться этап знакомства и привыкания к горшочку? Начинать привыкание к опорожнению можно уже с шести месяцев, когда ребеночек научился сидеть. Обычно к возрасту 12-14 месяцев он адаптируется к данной гигиенической процедуре и усаживается с удовольствием, хоть и не чувствует потребности.

Этап закрепления навыков

После года малютка уже чувствует наполнение кишечника и мочевого пузыря (кишечник — раньше), у него формируется потребность ходить в туалет по необходимости. Это очень важный момент, который надо закрепить в сознании маленького человечка.

Малыш начинает понимать, что мокрые штанишки — это неуютно и холодно. Конечно, и на данном этапе не исключены осечки: заигрался и напрудил в штанишки. В это время можно обучать малыша не только опорожняться по требованию организма, но и обслуживать себя:

  • уметь снять штанишки;
  • сообщить об окончании процесса словами;
  • попросить вытереть попку;
  • надеть штанишки;
  • закрыть крышку горшочка.

Вначале малютка не может справиться со всеми требованиями данной процедуры. Он научился снимать штанишки, но не умеет вытирать попку. Надо ему помогать проявлять самостоятельность, поощрять за успехи.

Последний этап обучения завершается формированием логической цепочки в сознании ребенка:

  • позыв к опорожнению;
  • снятие штанишек;
  • опорожнение;
  • очищение попки;
  • одевание штанишек;
  • вынос содержимого горшка.

Когда у малютки сформируется цепочка логической последовательности, зависит от стараний мамы и ее терпения. Можно помогать ребенку, но не вызывать негативного отношения к туалету критикой и шлепками за конфузы в штанишки.

Важно! Не сравнивайте успехи/неудачи своего дитя с чужими: ваш малыш — индивидуальность.

Ошибки обучения

Приучать кроху к осознанному стремлению ходить на горшок можно разными путями, но не все они правильные. Что нужно делать, вы знаете. Вот список действий, которые делать не надо:

  • ругать малютку, если он оконфузился;
  • долго удерживать на горшке;
  • приучать к горшку в состоянии недомогания;
  • превращать гигиеническую процедуру в развлечение с игрушками.

По недосмотру мама может усадить малютку на холодный горшочек, что вызовет естественное отторжение из-за дискомфорта.

Во время прорезывания зубика все внимание малютки отвлечено болью — ему не до горшка. Необходимо уловить состояние ребенка и не заставлять его сидеть на горшочке и плакать. Не забывайте, что горшок необходимо оставлять на виду у ребенка, чтобы он не искал его по квартире и не замочил штанишки во время поисков.

razvitiemalysha.ru

Приучаем ребенка к горшку: 9 практических советов

Формирование физиологических процессов у детей происходит индивидуально. Нередко даже трехлетние мальчики и девочки не просятся самостоятельно в туалет.

По мнению педиатров, рефлексы, отвечающие за контролирование выделений, у детей начинают формироваться примерно в годовалом возрасте. В течение следующего года происходит закрепление навыков. А уже о стойком, осознанном рефлексе можно говорить только в начале третьего года жизни.

Таким образом, слишком активное приучение малыша до 1 года может дать противоположный эффект. Если раньше, после настойчивых «пи-пи» и получаса игр на горшке родителям удавалось дождаться результата, то на втором году все эти достижения могут быть перечеркнуты. Объясняется это тем, что маленькая личность, наконец, начинает контролировать процесс выделений и не намерена писать или какать, когда ей этого не хочется. В итоге – протесты, слезы и лужи по комнате.

Чтобы избежать подобного сценария, а также сберечь нервы и себе, и своему чаду, учитывайте степень его психологической готовности. Специалисты, включая известного доктора Комаровского, сходятся во мнении, что высаживание на горшок нужно начинать с года и продолжать до 3 лет. Угадать заранее, когда сынишка или дочурка начнет самостоятельно проситься в туалет, к сожалению, нельзя. Одни дети понимают задачу раньше, другие позже, но не паникуйте – ходить на горшок научится каждый.

evrikak.ru


Смотрите также