Что лечит нейропсихолог


Нейропсихолог - все о врачебной специальности

Нейропсихолог – это врач, который корректирует работу человеческой психики. Результатами его деятельности является восстановление речевых навыков, нормализация восприятия и мышления. Такой специалист тесно сотрудничает с педагогами и клиническими психологами, что способствует улучшению процесса восстановления.

У современных детей отмечается возрастание различных патологий, поэтому появилась необходимость в образовании детской нейропсихологии. Она направлена на сравнение и изучение развития психических функций при различных видах заболеваний, соотнося их с нормой. Основными причинами развития патологий являются родовые травмы, сбои в процессе формирования эмбриона, различные врожденные отклонения.

Очень важно вовремя обнаружить проблему и начать с ней работать, так как детский возраст является пластичным, и многие патологические проявления поддаются коррекции.

Диагностируется заболевание при обращении к специалисту, который изучает историю болезни, выслушивает жалобы, общается с родителями (уточняется течение родов и наличие врожденных пороков или отклонений). Могут быть назначены аппаратные исследования или проведение генетического анализа для установления наследственных мутаций гена.

Методики коррекции подбираются в индивидуальном порядке.

Нейропсихолог занимается изучением индивидуальной особенности психики пациента и оказывает эффективное лечение. Это позволяет улучшить социальную адаптацию пациента к определенным условиям жизни. В медицине принято выделять две отрасли – взрослую и детскую нейропсихологию. Вторая отрасль только развивается. Для определения характера нарушения используется одна и та же специфика.

Основные методы нейропсихологии направлены на изучение:

  • личностной характеристики;
  • поведенческих особенностей;
  • произвольных действий и движений;
  • процессов познания (память, речь, мышление, восприятие).

К научным методам относятся:

  • Сравнительно-анатомический метод. В его основу положен принцип установления зависимости между способом жизни, поведением и индивидуальной особенностью структуры нервной системы. С его помощью определяется принцип работы головного мозга.
  • Метод раздражения. Заключается в анализе психического функционирования при воздействии на мозг. Принцип воздействия может быть прямым, непрямым или посредством раздражения отдельных нейронов в коре головного мозга.

Нейропсихология еще только развивается, а мозг человека изучен недостаточно.

Нейропсихолог часто занимается с детьми, у которых выявлены следующие нарушения:

  • ДЦП;
  • гиперактивность;
  • синдром дефицита внимания;
  • задержки в речевом развитии;
  • медлительность и несамостоятельность;
  • затруднения в адаптации в обществе;
  • нежелание учиться и заниматься;
  • повышенная утомляемость;
  • замедленное усвоение школьной программы.

Скорректировать отклонения можно только детям до 12 лет: в этот период функциональные нарушения лучше всего поддаются исправлению.

Врач помогает детям, у которых наблюдаются ограниченные умственные способности. Такие патологии могут быть врожденными или приобретенными после перенесения травм. В последнем случае такие патологические явления могут встречаться у взрослых людей.

Нейропсихолог подбирает и разрабатывает индивидуальную программу для ребенка. Она носит обучающий характер. Это могут быть различные задания, направленные на улучшения речи, памяти, мышления.

Со взрослыми клинический психолог в области нейропсихологии работает после перенесения тяжелых заболеваний, физических или психических травм.

Следует рассмотреть основные признаки, которые сигнализируют о наличии проблемы, решить которую поможет нейропсихолог.

Если у вашего малыша имеется хотя бы одна из проблем, описанных ниже, то необходимо обратиться в клинику и получить соответствующую консультацию:

  • плохое запоминание и воспроизведение устной или письменной речи;
  • непонимание окружающих;
  • нарушение мелкой и крупной моторики;
  • непонимание правильного оформления грамматического построения речи;
  • быстрая утомляемость;
  • трудности в самоорганизации и проблемы с опрятностью;
  • пропуск букв или слов в устной или письменной речи;
  • нестабильность эмоционального фона;
  • низкая концентрация внимания и усидчивость.

Врач-нейропсихолог проведет специальное тестирование в форме игры, задаст вопросы ребенку и разработает индивидуальную программу.

При обращении в больницу, внешнего осмотра и беседы может быть недостаточно. Основная обязанность врача заключается в установлении причины отклонения, поэтому может потребоваться проведение лабораторных и инструментальных исследований: сдается анализ крови, назначается УЗИ, КТ или МРТ, рентген.

Специалист может назначить лечение в комплексе с прохождением курса восстановления или коррекции.

Методика проверки у нейропсихолога включает в себя исследование:

  • двигательной функции;
  • письма, счета и чтения;
  • способности распознавать предметы;
  • уровня интеллектуального развития;
  • памяти;
  • речевых навыков;
  • доминирующего полушария – леворукость или праворукость.

Обследование проходит в форме упражнений, врач располагает ребенка к выполнению необходимых действий. После проверки подбираются соответствующие упражнения. Это делает процесс восстановления более эффективным.

Занятия с нейропсихологом может включать специальный комплекс упражнений, связанный с дыханием. Продолжительность будет зависеть от степени осложнений и возраста ребенка.

Занятия направлены на:

  • Рост энергетического потенциала, улучшение мышечного тонуса, памяти и внимания. Основные упражнения: дыхательные, растяжки, сочетание расслабления и напряжения.
  • Улучшение координации движений и сенсорного восприятия. Базовые упражнения направлены на формирование чувства ритма, развитие памяти и движений в различных направлениях.
  • Самоорганизацию, когда у ребенка вырабатывается самоконтроль, способность следовать инструкции и придерживаться правил.

Упражнения могут выполняться в положении стоя, лежа или сидя. Желательно, чтобы вся семья включилась в процесс, все движения необходимо прорабатывать дома.

Нейропсихолог не лечит основное заболевание. К его услугам прибегают в процессе реабилитации пациента, когда причина болезни устранена. Встречаются случаи, когда основное лечение отклонения может быть только нейропсихологическое.

Лучшие Нейропсихологи Москвы

Читать нас на Яндекс.Дзен

simptomer.ru

Нейропсихолог: что это за специалист и чем он занимается

Нейропсихолог – специалист, который занимается коррекцией неразвитых функций психики. Он помогает ребенку развить произвольность внимания и саморегуляции (когда ребенок усилием воли сосредотачивается и выполняет какие-либо действия). В его функции входит изучить индивидуальные особенности психики ребенка, провести коррекционную работу и помочь адаптироваться к условиям деятельности, в которой находится ребенок.

В современном обществе нейропсихолог ассоциируется только с маленькими пациентами, но не совсем корректно этого специалиста относить только к детям. Во-первых, это не врач, а клинический психолог, дающий консультации клиентам. Во-вторых, такие специалисты занимаются и с взрослыми людьми, обследуя их, выявляя, какие функции головного мозга у них пострадали в результате травм, болезней и других поражений нервной системы.

Контингент клинического психолога

Нейропсихолог или клинический психолог, помогает понять, как у каждого человека работают высшие функции головного мозга. Он знает, как они должны работать в норме, исследует, как они работают в патологическом состоянии. Этот специалист проводит коррекционную работу с таким контингентом:

  • дети, страдающие ДЦП;
  • дети с нарушениями процессов внимания и регуляции своего поведения — к таким маленьким пациентам относят невнимательных, отвлекаемых, слишком активных, вспыльчивых деток;
  • дети с повышенной утомляемостью, медлительностью, трудностями адаптации к окружающим условиям;
  • дети с трудностями усвоения учебного материала в результате недоразвитости или нарушений психических процессов: памяти, внимания, волевых актов, моторики, мышления и речи;
  • умственно-отсталые дети, к которым нужно подобрать особый подход и разработать специальную методику обучения и коррекцию психических функций.

Не только с патологиями призваны работать клинические психологи. Нейропсихология актуальна и в работе с дошкольниками, младшими школьниками и подростками. Такие специалисты помогают выявить трудности развития детей еще до возникновения патологии тех или иных психических функций.

С какими проблемами следует обращаться к такому психологу?

Обследование детей клиническим психологом проводится по запросу родителей. Обращаться к специалисту для нейропсихологического исследования стоит в следующих ситуациях:

  • ели ребенку трудно осваивать учебный материал, он делает ошибки или неаккуратен в письме;
  • при низкой мотивации к обучению, когда родителям приходится заставлять ученика делать уроки;
  • если ребенок несамостоятелен или неопрятен в школе;
  • когда дошкольник или младший школьник медленно выполняет задания, быстро утомляется;
  • у ребенка трудности с концентрацией внимания, он постоянно отвлекается, не может долго сосредотачиваться на задании;
  • повышенная активность в движениях;
  • неловкость движений, неуверенное поведение;
  • нарушения развития речи;
  • эмоциональность, постоянные перепады настроения, ранимость;
  • если роды и беременность проходили с патологией, есть генетические поражения НС или малыш столкнулся с эмоциональной холодностью взрослых после рождения;
  • взрослые также могут обратиться к этому специалисту с проблемами запоминания, нарушения внимания, восприятия, мышления, речи после травм и инсультов.

Методы исследования в нейропсихологии

Принято разделять две отрасли нейропсихологии: детская и взрослая. Первая возникла сравнительно недавно, поэтому методы диагностики часто не обоснованы статистически. Заключения детских нейропсихологов часто основаны на проведенных тестовых методиках и наблюдениях за поведением ребенка. Взрослые нейропсихологи основываются не только на этих данных, их вердикт подтверждается медицинскими исследованиями (например, электроэнцефалографией).

С помощью психологических методов исследуется двигательная активность ребенка, его особенности познавательных процессов, функции речи, специалист оценивает, как ребенок воспринимает пространственные формы.

На основе проведенного исследования и нейропсихологических проб клинический психолог делает вывод о состоянии психики маленького пациента. Этот вывод крайне важен для последующей разработки коррекционной программы. Процесс диагностики особенностей ребенка длится в среднем от 50 минут до 1,5 часов. Чтобы встреча нейропсихолога и родителей ребенка была продуктивной, маме или папе следует заранее определиться с запросом, то есть сформулировать проблему, для решения которой нужна помощь психолога.

Что пригодится для диагностики у клинического психолога?

  • тетради школьника;
  • медицинская карта, если ребенок состоит на учете у невропатолога;
  • результаты неврологического обследования.

Результаты обследования

Специалист после встречи с ребенком определяет, как работают все его психические функции. Результаты могут свидетельствовать о норме, отклонении от нормы или патологии работы головного мозга или нервной системы. В нейропсихологии существуют специфические синдромы – это выраженные нарушения какой-либо функции психики, закономерность физиологического нарушения работы головного мозга и проявления психических функций. В зависимости от локализации поражения мозга выделяют:

  • синдромы корковых поражений головного мозга;
  • синдромы поражения подкорковых структур;
  • синдромы поражения глубоких структур мозга.

Клинический психолог оценивает нарушения функций, анализируя данные об области поражения мозга. Если страдают височные отделы коры левого полушария, ребенок будет испытывать проблемы с восприятием речевого слуха. Нарушения зрительного восприятия и праксиса возникают при поражениях вторичных корковых структур затылочно-теменных и затылочных отделов головного мозга. Нарушения третичных корковых полей теменной, височной и затылочной области сопровождается сложностями ориентации в пространстве, нарушениями понимания сложных предложений.

Клинический психолог по результатам исследования, определения нейропсихологического статуса человека и наличия синдромов, разрабатывает коррекционные занятия. На занятиях предлагаются обучающие и развивающие методики для восстановления нормальной работы всех функций головного мозга.

В некоторых случаях применяется нейропсихологическая реабилитация – методы, направленные на поиск компенсаторных механизмов головного мозга при поражении разных его структур. Это уже не просто развивающие занятия со специалистом, но обучающие и восстанавливающие методы для нормальной работы всех психических функций.

Клинический психолог не является медицинским специалистом, он не назначает лекарства, не проводит лабораторные исследования и использует неинвазивные методы определения причин нарушений ВПФ (высших психических функций). Обычный психолог работает с внутренними установками ребенка, особенностями его характера и темперамента. Он не может соотнести физиологические и функциональные нарушения мозга. И только нейропсихологу удается объединять в себе врача по постановке диагноза и психолога по методам его коррекции.

Автор статьи: Редькина Людмила Леонидовна, психолог

depressio.ru

Детский нейропсихолог – что лечит и в чем состоит суть лечения

Детский нейропсихолог – что он лечит? Этим вопросом задаются многие. Конечно приставка “нейро” о многомо говорит, но не дает четкой картины. Давайте разберемся.

Детский нейропсихолог – это специалист, осуществляющий работу с детьми, направленную на изучение, формирование и коррекцию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, двигательной активности), опираясь на знания механизмов, посредством которых развивается и функционирует детская нервная система. Он создает условия, в которых ребенок оперативно усваивает информацию.

Специалист данного направления диагностирует и лечит такие нарушения:

* затрудненное понимание и воспроизведение данных;

* речевые нарушения;

* заикания;

* трудности в обучении, плохой почерк, ошибки;

* отсутствие мотивации к учебе;

* сложное обучение письму, чтению, основам математики;

* неопрятность, зависимость от помощи взрослых;

* пониженная или повышенная активность, отсутствие усидчивости;

* невнимательность, неспособность к сосредоточению;

* тревожность и раздражительность;

* эмоциональные нарушения (вспыльчивость, ранимость и т.д.);

* мышечные тики;

* повышенный или сниженный тонус мышц;

* отставание в развитии моторики;

* проблемы с координацией движений (частые падения, неловкость).

У детей могут наблюдаться нарушения сенсорики и двигательной активности. Дети с патологиями подкорковых образований быстро устают во время какой-либо деятельности. Им трудно концентрироваться, они часто отвлекаются, с трудом запоминают материал. Нередко встречаются проблемы с мышечным тонусом.

Нейропсихологический синдром характеризуется сочетанием ряда сбоев в высших психических функциях, связанных с локальными поражениями головного мозга.

Дисгенетический синдром вызывается нарушениями подкорковых и стволовых образований.

Для стволовых нарушений характерна некорректная работа эндокринной системы, слабая сопротивляемость заболеваниям. Дети страдают диатезом, энурезом, энкопрезом, у них наблюдаются расстройства сна и проблемы с речью. С первых дней жизни они развиваются с нарушениями моторики.

При подкорковых нарушениях нет очевидных проблем с интеллектуальным развитием, малыши нормально осваивают речь. Однако они могут страдать головными болями, быстрой утомляемостью, слабостью, нарушениями координации движения, приводящими к повышенному травматизму. Они с трудом фокусируются на чем-либо, скоро забывают пройденный материал, их внимание быстро рассеивается, а почерк зачастую неразборчив.

Нарушение работы височных отделов сопровождается плохой слухоречевой памятью, дети путают слова, звуки, буквы, им трудно повторить услышанное.

При недостаточности затылочных отделов ребенок может проявлять зеркальность, путать «право» и «лево», демонстрировать затрудненное различение пространственных факторов. Когда он пишет, то часто отклоняется от строчки, меняет наклон букв.

С неполноценностью лобных отделов связано упрощение письма, чтения, устной речи, сложности с запоминанием правил. Такие дети пропускают предлоги, окончания слов, имеют скудный словарный запас.

Перед детским нейропсихологом ставится задача правильной диагностики и определения тактики коррекции нарушений.

Специалисты работают с детьми в возрастном диапазоне от трех до двенадцати лет. Наиболее результативными являются занятия с пациентами от пяти лет. В это время мозг является вполне сформированным для освоения навыков и довольно пластичным, чтобы поддаваться коррекции.

Специалист проводит диагностику в просторной, хорошо освещенной комнате без посторонних лиц и отвлекающих факторов, общаясь с ребенком в доброжелательной манере, используя понятный ему простой язык. Беседа сопровождается элементами игры, использованием тестов, упражнений. С дошкольниками она продолжается до получаса, с учениками начальной школы – от 40 до 50 минут, и с детьми старше 10 лет – до полутора часов.

При этом исследуются двигательные и речевые функции пациента, навыки письма, чтения, счета, работа органов чувств, интеллектуальное развитие, память, межполушарная асимметрия (ведущая правая или левая рука).

Нейропсихологи не назначают лечебных препаратов. Их инструментом является нейрокоррекция:

* двигательная (физические упражнения);

* когнитивная (интеллектуальные задания).

Совокупная коррекционная деятельность способствует улучшению моторных навыков и работы памяти, повышению успеваемости ребенка, воспитанию его внимательности и усидчивости.

Чтобы эффективно развивать нуждающиеся в этом участки детского головного мозга, улучшая их функционирование, специалист должен иметь соответствующую квалификацию и практический опыт. Обладая необходимыми знаниями, нейропсихолог может направить в нужное русло психоэмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.

Вот мы и ответили на вопрос – что лечит детский нейропсихолог. Надеемся Вы получили ответ на интересующий Вас вопрос. До скорых встреч.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце

or-sun.ru

Что лечит детский нейропсихолог

06 05 2017      NVL       Пока нет комментариев

Сегодня у нас в гостях – нейропсихолог Татьяна Бузинова с рассказом о своей профессии. Мы поговорим о том, когда и кому нужен нейропсихолог, какие методы он применяет и чем может быть полезен вашему ребенку при подготовке к школе и к жизни.

«Ну, вот наболело, столько лет в профессии, и, наконец, решила высказаться. Сколько можно держать профессиональную позицию, «улыбаться и махать». Надеясь при этом, что у меня на консультации родители увидят, заметят, поймут, что детский нейропсихолог — это не судья, не какой-то злой дядька или старая тетка, которые сидят в обшарпанном кабинете и ставят, ставят, СТАВЯТ оценки вашему ребенку, вашему родительству, вашим достоинствам, а чаще, недостаткам…

Из недавней беседы с родителями: — Мы ходили к нейропсихологу, выяснилось, что у нас все так плохо.

— А он определил у вас ребенок левша или правша?

— Там не про это было!

От такой обратной связи мой профессиональный мозг взрывается. Ааааа! А вдруг родители уходят и с моих консультаций с ужасом, как у них все плохо и без всякого понимания, что делать? 

Давайте поговорим о том, что лечит нейропсихолог, и, надеюсь, к концу статьи у вас сложится представление, какую неоценимую, порой, волшебную помощь могут оказать представители этой ещё совсем молодой профессии.

Для кого предназначена нейропсихология?

Изначально нейропсихология не рассматривалась как массовая специальность, в отличие, например, от логопедии. Поэтому у неё довольно сложный понятийный аппарат. Терминология пугает простого родителя и заставляет чувствовать необъятность и особую глубину проблем. Вы только вслушайтесь: межполушарная асимметрия, тактильный праксис, пространственный гнозис, перцепция, синкинезии, стереотипия и так далее.

Мое искреннее убеждение, что основатель отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия, создавая эту особую область психологии, находя взаимосвязи анатомических структур головного мозга и психических функций к ним привязанных, хотел одного – объяснить, откуда берутся разнообразные проблемы у людей. И уже зная это, научиться помогать людям преодолевать последствия травм, инсультов и других состояний. Например, человек узнает предмет, а назвать не может, или появляются нарушения речи после инсульта.

Его многочисленные исследования позволили ему описать как протекают психические процессы в мозге, выделнить 3 функциональных блока. Очень эффективной оказалась нейропсихология для детей. Благодаря этой его теории, я практически каждому родителю «на пальцах» объясняю, что происходит в голове ребенка, когда он «не может учиться». Созданная им наука получила всемирное признание, а его «Маленькая книжка о большой памяти» приобрела в свое время широкую известность. В книге О. Сакса «Человек, который принял жену за шляпу», которая в наше время бестселлер, и по ней даже ставят спектакли, описаны феномены, которые смог научно объяснить Александр Романович Лурия!

Какая идея лежит в основе нейропсихологии? Мозг невероятно пластичная структура, с огромными возможностями компенсации. Что это значит? А лишь одно, как только мы поймем в чем проблема (это задача нейропсихолога), мы сможем подобрать упражнения, которые помогут развить эти компенсаторные возможности мозга и тем самым помочь развитию.

Любую ли проблему лечит нейропсихолог? Всё ли можно скомпенсировать? Конечно, как и любой метод, детская нейропсихология и сенсомоторная коррекция имеют ограничения, всех «вылечить» невозможно. Но у большого количества детей, благодаря сенсомоторной коррекции, открываются новые возможности: учиться в школе, а не дома; в обычном классе; а не коррекционном; повышается эффективность логопедических занятий; решить многие проблемы с общением, с усидчивостью у ребенка.

В каком возрасте надо обращаться к детскому нейропсихологу?

В любом, уже через 40 дней после родов можно говорить многое о сенсомоторном развитии ребенка. Даже если родители не готовы обращаться к специалисту, настоятельно рекомендую внимательно наблюдать за тем, как двигается малыш, полный ли у него объем движений, есть ли гипертонус или гипотонус в мышцах. Насторожится если ребенок не уверен в движениях, не может лазить, ползать, ходить, но при этом уже начинает говорить. Гораздо легче все это вспоминается, если мама ведет дневник, особенно если в семье несколько детей.

Очень часто слышу «хвастовство» родителей о раннем созревании ребенка: пошел в 8 месяцев, заговорил фразами в год. Ранняя речь иногда оказывается причиной незрелости эмоциональной сферы ребенка. Говорить может все, а вот почувствовать, «считать» другого, выразить эмоцию без слов, использовать мимику бывает трудно. Важно осознанно отслеживать особенности в развитии ребёнка и следить, чтобы не было перекосов.

Чаще всего приходят к нейропсихологу за год до школы. Это оптимальный вариант: определится с ведущей рукой, посмотреть, как развит ребенок, какие могут быть трудности в школе в будущем. И тогда, если потребуется, есть время позаниматься, не перегружая ребенка. Очень часто на приеме я рекомендую развивать навыки самостоятельности. Дети не умеют обслуживать себя (одеваться, завязывать шнурки, собирать вещи, иногда даже не умеют просится в туалет, потому что окружающие взрослые берут контроль на себя). Поэтому первый класс в школе становится стрессом: появляется столько новых обязанностей, про которые ребенок и не знал!

Второй по популярности возраст у нейропсихологов – 8-9 лет. Это второй класс или начало третьего.

Знаете, как в басне

«Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела (перед школой трудности с речью, возбудимостью и прочим откладывались в надежде, что все само наладится), оглянуться не успела (первый класс пролетел незаметно, проблемы есть, но нет оценок), как зима катит в глаза» (во 2м-3м классах начались оценки, неуды, проблемы с поведением, отсутствует усидчивость у ребенка).

Стало очевидно, что делать что-то надо. И начинается сочетание школы и коррекции. Результат быстро не наступает, ребенок в стрессе, родители в стрессе, но все занимаются, потому что уже всем очевидно, что помощь нужна.

Причины обратится к нейропсихологу:

1. Ощущение у хотя бы одного из родителей, что они не справляются. Много раз видела, как проблемы «исчезали» сами собой, сразу после того, как мама или папа понимали, что можно ждать от ребенка в определенном возрасте и чего нельзя. Например, часто встречаю родителей, которые про трехлетку говорят: «математик или гуманитарий, правша или левша», «Он не хочет, но я его заставляю учиться». То есть не справляться можно по-разному: родителям может казаться что их ребенок отстает в развитии, а он просто не соответствует ожиданиям родителей. Или обратная ситуация, родители не видят трудностей в развитии ребенка, но дискомфорт все равно есть, например, ребенку трудно адаптироваться в коллективе сверстников. У детей школьного возраста – это в первую очередь трудности в обучении. Еще могут быть различные формы поведения у детей, которые могут ставить родителей в тупик. Например, систематически грызет ногти, ручки и т.д., раскачивается и другие формы навязчивых движений. В этих случаях нейропсихология для детей может быть эффективна.

2. Особенности движения. Ребенок двигается слишком мало или слишком много, разбалансированная походка, часто падает, не может освоить самокат, велосипед, не может определится с ведущей рукой.

Из разговора с родителями: — Он у меня гиперактивный, нам и невролог так написала.

– А почему вы так решили? — Ну, мы сидели с ним в очереди к неврологу 40 минут, а когда к ней вошли, он уже только что по потолку не ходил… И бабушка, которая с ним сидит пока я работаю, от него очень устает.

3. Жалобы со стороны учителей и воспитателей на невнимательность. Очень часто педагоги видят то, что родители не замечают или, наоборот, у педагогов появляются придирки по независящим от здоровья причинам. Нейропсихолог поможет компетентно разобраться в первопричине таких жалоб, и вы сами в процессе консультации увидите все трудности и достижения вашего ребенка.

4. Чего-то слишком много в жизни ребенка: стрессов, уроков, планшетов, слез, обид, страхов и пр.

Из бесед с родителями Психолог:  — Вы могли бы позаниматься дома? Мама (про ребенка 9 лет): — Да, конечно, она как раз по вторникам приходит после занятий довольно рано 19.30, как раз время у нее есть, а в остальные дни мы возвращаемся в 20.30. — А когда она делает уроки? — В машине по дороге на тренировку, пока ждет меня в школе, доделывает вечером дома.

Комментарии, что называется, не требуются…

Бузинова Татьяна Викторовна — клинический психолог, нейропсихолог, кинезиолог, инструктор «Целебного Прикосновения»,

мама 3 детей, официальный стаж работы 16 лет.

В следующий раз мы расскажем, как работает нейропсихолог

Приглашаем на Вебинар с Татьяной Бузиновой

risuem-i-igraem.ru

Что лечит детский нейропсихолог и в каком возрасте к нему обращаться?

В последнее время детская нейропсихология получила большую популярность.

Ее даже начали включать в психологическую службу некоторых образовательных учреждений.

Давайте же подробно разберемся, что это такое и зачем вообще нужно.

Как проводить психологические игры для подростков? Узнайте об этом из нашей статьи.

Детская нейропсихология — что это такое?

Детская нейропсихология — это наука, область деятельности которой заключается в исследовании формирования мозговой организации психических функций ребенка, а также исследует развитие мозговых механизмов (нормальное или имеются нарушения).

Она также включает в себя диагностику и коррекционное лечение, если есть такая необходимость.

к содержанию ↑

Патологии, изучаемые наукой

Разберем основные патологии, которые входя в сферу деятельности нейропсихологии.

Нарушения особенно часто встречаются в сенсорной и двигательной сфере. Известно, что на формирование индивида, причем как в интеллектуальном плане, так и в психическом, непосредственное влияние оказывают структуры мозга, которые называют подкорковыми.

Ели у ребенка присутствует патология подкорковых образований, то он будет крайне быстро ощущать усталость при любой деятельности.

Кроме того, ему будет сложно сохранять внимание и концентрироваться на чем-либо, он постоянно будет отвлекаться.

Также могут быть проблемы с запоминанием какой-либо информации. Довольно часто присутствует нарушение тонуса мышц (он слишком высокий или же, наоборот, сильно снижен).

Детская нейропсихология проводит исследования и коррекционную деятельность таких нарушений, как:

  • проблемы с пониманием, усвоением и последующим воспроизведении информации;
  • отставание в освоении материала школьной программы;
  • явные сложности в освоении письма, чтения и счета;
  • повышенная активность или, наоборот, вялость;
  • повышенная тревожность и нервозность;
  • неустойчивость в эмоциях, резкие скачки настроения;
  • тики и заикания;
  • слишком низкий либо высокий мышечный тонус;
  • плохое или недостаточное развитие моторики;
  • плохая координация движений, ребенок постоянно спотыкается и падает.
к содержанию ↑

Нейропсихологические синдромы

Нейропсихологический синдром — это устойчивое сочетание сразу нескольких нарушений высших психических функций, которые возникают при локальных поражениях мозговых структур.

Рассмотрим основные из них.

Дисгенетический

Он включает в себя нарушения в подкорковых и стволовых образованиях, исходя из этого и выделяют:

  1. Стволовые нарушения. Как правило, наблюдаются различные проблемы в функционировании эндокринной системы организма, пониженный иммунитет. У детей диагностируют диатез, энурез и энкопрез. Довольно часто бывают проблемы со сном. С самого рождения у малыша наблюдается дисгармоничное развитие: нарушения моторики, трудности с обучением речи.
  2. Подкорковые нарушения. В данном случае интеллектуальное развитие проходит несколько лучше. Дети с такой патологией очень хорошо разговаривают, не испытывают затруднений со сложными словами. Но у них довольно часто встречаются головные боли. Ребенок имеет неуклюжие движения, часто спотыкается, ударяется о что-то, роняет предметы.

    Такие малыши быстро устают от деятельности любого вида, отличаются низкой работоспособностью.

    Им сложно концентрироваться на одном действии или предмете, внимание постоянно перескакивает. Они рассеянны и забывчивы. Часто у таких детей также бывает очень неразборчивый почерк.

к содержанию ↑

Нарушения функциональности височных отделов

Такой синдром характеризуется повреждением слухоречевой памяти, когда при повторении названных слов ребенок заменяет одни слова на другие, нарушает их порядок.

Также малыш испытывает сложности со звуками, которые похожи друг на друга: он их часто путает, а при письме часто может перепутать гласные.

к содержанию ↑

Недостаточности затылочных отделов

При таком нарушении ребенок обычно не может различать пространственные факторы, у него проявляется зеркальность.

Есть проблемы с ориентированием в пространстве, малыш с трудом может показать где право, а где лево и часто путает стороны.

При письме ему сложно выдерживать строчку, слова прыгают или сама линия строки наклоняется в какую-то сторону.

Недостаточности лобных отделов

Характеризуется тем, что все упрощается: письмо, чтение, речь.

Ребенку сложно запомнить даже самые простые правила.

Он может не дописывать слова или пропускать при письме предлоги.

Словарный запас очень маленький, речь невыразительна. Само построение фраз отличается простотой, например, «я играю», «хочу гулять», «я поел», то есть когда малыш, выражая свои мысли, использует только односложные предложения.

к содержанию ↑

Детский нейропсихолог — кто это и что он лечит?

Детский нейропсихолог осуществляет деятельность, направленную на поведение и психические процессы ребенка, и основанную на знаниях о закономерностях развития и особенностях функционирования нервной системы в детском возрасте.

Он работает с детьми в возрасте от 3 до 12 лет (в этом возрасте функции мозга лучше всего поддаются корректировке), у которых встречаются следующие нарушения:

  • проблемы с усвоением школьной программы и выполнением учебных заданий (неаккуратный почерк, частые ошибки, отставание от сверстников);
  • неустойчивость эмоционального состояния (резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость);
  • нежелание учиться, заниматься (отсутствует мотивация к обучению);
  • задержка в речевом развитии или какие-либо нарушения речи;
  • неопрятность, несамостоятельность;
  • неловкость и неуверенность в движениях;
  • медлительность и быстрая утомляемость;
  • неусидчивость, слишком высокая двигательная активность;
  • трудности с концентрацией, легкая отвлекаемость, неумение сосредотачиваться на чем-либо.

Задача детского нейропсихолога заключается в осуществление полноценной диагностики (с помощью специально разработанных упражнений и тестов), выявлении нарушений и отклонений, разработки лечения и коррекционной деятельности.

к содержанию ↑

В каком возрасте лучше приводить ребенка к специалисту?

К детскому нейропсихологу можно отвести ребенка, если ему уже исполнилось 3 года. Но самым продуктивным для нейропсихологических занятий возрастом считается период от 5 до 12 лет.

Это объясняется тем, что в данном промежутке мозг уже сформирован достаточно, чтобы ребенок мог осваивать и развивать навыки и умения.

При этом он все еще имеет высокую пластичность, чтобы без особых затруднений перестроиться за довольно короткий промежуток времени.

к содержанию ↑

Как проводится диагностика?

Нейропсихологическая диагностика осуществляется в светлом просторном кабинете, где нет посторонних людей или отвлекающих факторов и специалист остается с ребенком один на один.

При этом обстановка должна быть спокойной и доброжелательной: ребенок должен чувствовать себя комфортно.

Нейропсихолог общается с ребенком короткими фразами, простым языком. Это нужно для того, чтобы малыш лучше понимал, что от него хотят.

Диагностика проводится в игровой форме, в виде тестов и упражнений. Длительность ее проведения составляет:

  • не более 30 минут для детей дошкольного возраста;
  • 40-50 минут для учащихся в начальной школе;
  • 1-1,5 часа для детей 10-12 лет.

Нейропсихологическая диагностика включает в себя исследования:

  • двигательных функций;
  • письма, счета и чтения;
  • способности узнавать предметы с помощью органов чувств;
  • уровня интеллектуального развития;
  • памяти;
  • речевых функций;
  • межполушарной асимметрии (праворукость и леворукость).
к содержанию ↑

В чем заключается лечение?

В нейропсихологии лечение не подразумевает прием медицинских препаратов. Вместо них используют нейрокоррекцию. Она состоит из двух компонентов:

  • двигательный (упражнения и деятельность, напоминающие лечебную физкультуру);
  • когнитивный (задания на интеллект — упражнения напоминают работу с дефектологом или логопедом).

Благодаря включению в нейрокоррекцию и двигательных, и когнитивных упражнений, коррекционная деятельность носит комплексный характер, так как работа происходит сразу со всеми сферами.

Задания направлены на то, чтобы перестроить деятельность мозга ребенка так, чтобы у него улучшились моторные навыки и работа памяти, стало меньше ошибок в учебе, развилась внимательность и усидчивость.

Это достигается за счет того, что получают активное развитие те участки мозга, которые получили недостаточное развития.

Часто наблюдается и появление функций, ранее отсутствующих и не проявляющих себя совсем.

Но для того, чтобы нейрокоррекционная деятельность приносила такие результаты, специалист должен обладать достаточными знаниями для составления правильной программы и подбора правильных заданий.

Таким образом, детская нейропсихология способна скорректировать развитие ребенка, направить его психоэмоциональное и интеллектуальное развитие на верный курс.

Как избавить своего ребенка от компьютерной зависимости? Читайте об этом здесь.

Что такое нейропсихология? Узнайте об этом из видео:

Наша интересная группа Вконтакте:

psyholic.ru

Когда нужно обращаться к нейропсихологу? Свод признаков.

Нейропсихолог – психолог, имеющий квалификацию клинического психолога. В сферу деятельности нейропсихолога входят задачи нейропсихологической диагностики и нейропсихологической реабилитации и коррекции. Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить, какие зоны мозга работают некорректно, то есть, позволяет установить причины тех или иных нарушений.

Нейропсихологическая коррекция – комплекс мероприятий, направленных на восстановление или формирование недостаточной функции через систему специально организованных воздействий

Нейропсихологическая коррекция основана на восстановлении правильной работы структур мозга за счет поэтапного прохождения всех этапов онтогенеза

Мы рекомендуем обратиться к нейропсихологу для проведения диагностики, если ребенок или взрослый:

  • Быстро устает
  • Вялый
  • Эмоционально неустойчивый
  • Много спит
  • Ребенок тратит на уроки слишком много времени
  • Часто болеет
  • Демонстрирует неровный очень крупный почерк
  • Проявляет невротические реакции
  • У него невнятная речь (дизартрия)
  • Сниженный или повышенный мышечный тонус
  • Моторная неловкость, дискоординированность
  • Делает большое количество ошибок на письме
  • Плохо читает
  • Не может перерисовать рисунок
  • Не слышит обращенную речь
  • Плохая зрительная память
  • Плохая слухоречевая память
  • Повышенная отвлекаемость
  • Повышенная возбудимость
  • Неуправляемость
  • Трудности усвоения школьной программы
  • Трудности решения задач
  • Пропуски букв на письме и недописывание слов
  • Бедная речь
  • Трудности контроля над аффектом
  • Ерзает на стуле
  • Не может усидеть на одном месте
  • Синкинезии

При наличии одной или нескольких подобных жалоб мы рекомендуем Вам обратиться за консультацией к нейропсихологу.

Нейропсихологическая диагностика позволяет:

✅определить сильные и слабые стороны в развитии мозговых систем;

✅узнать готов ли ваш ребенок к школе;

✅выявить ведущую руку и особенности обработки информации мозгом;

✅понять причину различных нарушений в развитии (СДВГ, дислексия, дисграфия, трудности в математике,чтении и письме и другое.)

✅правильно, с учетом особенностей развития мозга, выстроить коррекционную программу или программу подготовки к школе

Обследование включает:

  • изучение анамнеза (беседа с родителями, особенности раннего развития)
  • исследование двигательной сферы тестирование всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного)
  •  исследование внимания и работоспособности
  • изучение памяти (зрительной, слухоречевой, двигательной и др.)
  • исследование возможностей анализа и синтеза, логики
  • арифметические навыки
  • характер письма и чтения

На основании проделанного исследования дается заключение с подробными выводами о работе мозговых систем и психических функций и рекомендации по дальнейшей работе.

Нейродиагностика проводится индивидуально (с детьми до 18 лет присутствуют родители) и включает задания разного уровня сложности.

Диагностика проводится в присутствии родителя/родителей в течение 1 часа (в некоторых случаях необходимы 2 встречи) и состоит из 3 этапов.

На первом этапе выслушивается запрос (жалобы родителя). Психолог знакомится с ребенком — устанавливает контакт, исследует материал, наглядно демонстрирующий развитие ребенка (тетради, рисунки, поделки и т.п.), собирает информацию о развитии ребенка.

На втором этапе ребенку предлагается серия заданий в игровой или учебной форме (в зависимости от возраста) с картинным (стимульным) материалом или без него. Задания направлены на изучение состояния функций внимания, зрительной и слуховой памяти, зрительно-пространственных функций, навыков планирования и самоконтроля, мышления, речи и т.д.

На третьем этапе психолог интерпретирует полученные данные и дает заключение с рекомендациями в устной форме. Полная диагностика возможна с 5-6 лет, наибольшая польза от нейропсихологической коррекции будет, если работа начнется как можно раньше .

Специалист ЦНиР Детский нейропсихолог, клинический психолог, преподаватель по нейро-йоге

Романова О.А.

Клинический психолог, нейропсихолог, преподаватель по нейройоге.

Окончила Московский гуманитарно-экономический институт (психолог, преподаватель психологии, психолог-консультант); Российский Государственный Социальный Университет по специальности «Клиническая психология». Стаж практической работы с детьми — более 10 лет.

Основные направления работы: 1. Нейропсихологическая диагностика (определение особенностей памяти, внимания, мышления, моторики, развития речи). 2. Коррекционные занятия с детьми с трудностями в развитии (задержка психического и психоречевого развития (ЗПР, ЗПРР); синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ); минимальными мозговыми дисфункциями (ММД) и трудностями в учебе (низкая успеваемость, отвлекается на уроках, отсутствие интереса к учебе, дефицит внимания, трудности в усвоении школьной программы, пропуск букв в словах и т.п.)

3. Оздоровительные занятия по нейройоге с детьми от 3 лет.

Нейропсихологическая диагностика, 60 мин. Записаться
Нейропсихологическая коррекция, 60 мин. Записаться
Нейропсихологическая сенсомоторная (двигательная) коррекция, 60 мин. Записаться
Нейропсихологическая коррекция при трудностях обучения (в т.ч. внимания, памяти, проблем письма и чтения (дисграфии и дислексии), 60 мин. Записаться
Групповая нейропсихологическая коррекция внимания, а также при дисграфии/дислексии (группа 3-4 чел), 60 мин. Записаться
Подготовка к школе с нейропсихологом, 60 мин. Записаться
Письменное заключение по результатам нейропсихологической диагностики Записаться

www.childneurology.ru

Детский нейропсихолог: кто это такой и чем он может помочь ребенку?

Часто приходится сталкиваться с тем, что родители, которым порекомендовали обратиться за консультацией к нейропсихологу, не совсем понимают, кто это такой. Они сразу пугаются, расстраиваются, путают его с врачом, сомневаются в эффективности занятий или считают это очередным «разводом на деньги».

КТО ТАКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГ?

Нейропсихология – это отрасль психологии, поэтому нейропсихолог – это не врач, а психолог, а нейрокоррекция – это эффективный немедикаментозный метод помощи. Нейропсихолог занимается развитием и коррекцией психических процессов (внимание, память, мышление и т.д.), поведенческих особенностей, основываясь на данных о развитии мозговых структур, в том числе у детей с задержками или отклонениями в развитии. Успешность ребенка в школе и в жизни связана с уровнем сформированности структур головного мозга, который является своеобразным фундаментом для освоения знаний, умений и навыков. Нейропсихологическая коррекция эффективна с детьми в возрасте от 3,5 до 12 лет, пока мозг ребенка еще развивается и есть возможность скорректировать, сгладить некоторые моменты. Нейропсихологическая диагностика позволяет раскрыть сильные и слабые стороны ребенка, причины трудностей, в том числе школьных, составить индивидуальную программу коррекции и развития ребенка.

КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЗА КОНСУЛЬТАЦИЕЙ К НЕЙРОПСИХОЛОГУ И ПРОЙТИ ДИАГНОСТИКУ?

Рекомендуется обратиться к специалисту, если ребенок:

- наблюдается у смежных специалистов (по рекомендации невролога, психолога, логопеда и пр.), имеет проблемы развития (ммд, зпр, сдвг, аутизм, уо и пр.), эмоционально нестабилен;

- невнимателен (часто и легко отвлекается, быстро устает, плохо запоминает, совершает «глупые» ошибки в школе, «не слышит» взрослого с первого раза, испытывает трудности в следовании инструкции);

- неловок и неуклюж (имеет нарушения мелкой и крупной моторики, испытывает трудности самоконтроля и самоорганизации);

- плохо ориентируется в пространстве, в тетради;

- левша или пользуется двумя руками при еде, письме;

- скоро пойдет в школу.

КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА?

К выбору любого специалиста, будь то нейропсихолог, психолог, логопед и пр., следует подходить ответственно, потому что от этого напрямую зависит результативность работы. Грамотный специалист ответит на вопросы о своем образовании и опыте работы, по требованию родителей будет готов предоставить документы. Во время диагностики соберет анамнез: попросит рассказать о ребенке, его внутриутробном развитии и развитии в первый год жизни, уточнит, наблюдается ли ребенок у других специалистов (невролог и пр.), посмотрит школьные тетради. В процессе работы для более ощутимого достижения результатов попросит Вас выполнять домашние задания и делать упражнения каждый день. И, конечно, сможет найти подход к конкретному ребенку! При качественной работе с нейропсихологом результаты действительно заметные и стойкие: повышение оценок, улучшение работоспособности, гармонизация эмоционального фона.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЗАНЯТИЯ С НЕЙРОПСИХОЛОГОМ?

Методы и приемы работы разнятся у специалистов. Наиболее эффективным является комплексный подход, который включает в себя двигательную (психомоторную) и когнитивную (развивающую) части. В двигательную часть входят дыхательные упражнения, физические упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, мышечного тонуса, координации движений, самоконтроля, межполушарного взаимодействия. Когнитивная или интеллектуальная часть включает задания за столом или на ковре, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, а также развивающие игры, творчество. При комплексном подходе во время занятий ребенок получает новый опыт и навыки. Нейрокоррекция в существующих сейчас вариантах (А.В. Семенович, Л.С. Цветкова, Т.Г. Горячева) способствует повышению нейродинамических показателей и развитию двигательной, речевой и интеллектуальной сфер.

Успехов!

www.b17.ru


Смотрите также