В рамках какой системы права осуществляется регулирование потребления произведенного продукта


принципы, нормативно-правовые акты и законы

В системе отечественного права не предусмотрена отрасль, обеспечивающая правовое регулирование экономической деятельности и складывающихся при ее осуществлении правоотношений. Эта функция реализуется через нормы разных юридических отраслей права. Речь идет о гражданском, конституционном, трудовом, финансовом и пр. законодательствах. В совокупности нормы, имеющие отношение к правовому регулированию экономической деятельности, составляют предпринимательское право. Далее в статье рассмотрим его особенности.

Общие сведения

Правовое регулирование в сфере экономической деятельности осуществляется совокупностью норм разных юридических отраслей. Важнейшее значение среди них имеют конституционные положения, обеспечивающие гарантии предпринимательству. В соответствии со ст. 34 Конституции, каждый субъект вправе свободно использовать свои способности и имущество для ведения деятельности, не запрещенной законом.

Ключевая роль в правовом регулировании экономической деятельности принадлежит нормам административного и гражданского права. Первые регламентируют порядок регистрации хозяйствующих субъектов, лицензирования и пр. В число отношений, регулируемых гражданским законодательством, входят отношения собственности, договорные правоотношения. Их именуют еще горизонтальными, поскольку основываются они на равенстве сторон. Кроме того, гражданское законодательство регламентирует статус хозяйствующих субъектов – юрлиц и индивидуальных предпринимателей (статья 2 ГК РФ). Стоит сказать, что оно не применяется к имущественным правоотношениям, основанным на административном либо другом властном подчинении, в т. ч. налоговым и прочим финансовым, если другое не установлено федеральным законом. Соответствующее положение закреплено в п. 3 статьи 2 ГК РФ.

Специфика частно-правового регулирования

Основу его составляет гражданское право. Очевиден тот факт, что предпринимательская деятельность не может осуществляться в условиях давления, принуждения, административно-командного воздействия. В противном случае экономика перестает быть инициативной, свободной, превращается в плановую. В связи с этим диспозитивный метод, применяемый в рамках гражданского права, максимально соответствует характеру экономической деятельности.

Направления регулирования

Нормы гражданского права регламентируют:

  1. Организационно-правовые формы деятельности.
  2. Порядок образования юрлиц, прекращения их работы, признание их банкротами.
  3. Внутренние отношения в коммерческих компаниях.
  4. Отношения собственности и производных от них.
  5. Договорные отношения.
  6. Основания, формы, размеры имущественной ответственности хозяйствующих субъектов за нарушения, допущенные в ходе ведения предпринимательской деятельности.

Ключевые принципы

Применение положений нормативных правовых актов, издаваемых органами власти в сфере предпринимательства, должно обеспечивать условия для реализации хозяйствующими субъектами их возможностей и потенциала. При этом важно сохранять баланс интересов государства и бизнеса. Для этого применяются следующие принципы правового регулирования экономической деятельности:

  1. Свобода договора и предпринимательской деятельности.
  2. Юридическое равенство субъектов.
  3. Свобода конкуренции, ограничение деятельности монополистов.
  4. Законность ведения деятельности.

Гражданско-правовые нормы

Правовое регулирование экономической деятельности, как выше говорилось, осуществляется положениями, закрепленными в ГК. Кодекс признается одним из ключевых актов, регламентирующих гражданский оборот. Кроме него, правовое регулирование экономической деятельности (внешней в том числе) предпринимательства осуществляется и другими актами, содержащими нормы гражданского права. К ним, в частности, относят федеральные законы, постановления Правительства, указы Президента, акты исполнительных структур власти (ведомств и министерств).

Необходимо сказать, что в РФ органы местного самоуправления и региональной власти не могут принимать акты, содержащие гражданско-правовые нормы. Это входит в исключительные полномочия федеральных структур.

Дополнительно

Кроме нормативно-правовых актов, в качестве источников гражданского права выступают обычаи оборота. Они представляют собой определенные правила поведения, сложившиеся в той или иной сфере деятельности, например, в банковском, страховом деле, морских перевозках и пр.

Публично-правовое регулирование

Оно направлено преимущественно на предупреждение негативных последствий, которые могут возникнуть в условиях свободного рынка, т. е. на правовое обеспечение экономической безопасности.

Соответствующими нормами регламентируются:

  1. Порядок госрегистрации хозяйствующих субъектов.
  2. Антимонопольная деятельность.
  3. Стандартизация, единство измерений, сертификация.
  4. Санкции за нарушения в экономической сфере.

Лицензирование

Для ведения некоторых видов деятельности хозяйствующему субъекту необходимо получить специальное разрешение. Лицензия выдается уполномоченным органом юрлицам и предпринимателям при соблюдении установленных нормами требований и условий.

Сфера лицензирования регламентируется административно-правовыми нормами. В качестве ключевого правового акта выступает ФЗ № 99.

Получение разрешения означает, что уполномоченные органы могут контролировать соблюдение хозяйствующим субъектом требований и условий, предусмотренных лицензией. При выявлении нарушений действие документа может быть приостановлено. Субъекту при этом отводится срок до полугода на их устранение. Если нарушения остались, то лицензия может быть аннулирована.

Активное участие в выявлении правонарушений принимает Управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Подразделения этой структуры действуют во всех регионах России.

Антимонопольное регулирование

Есть мнение, что рыночная модель экономической деятельности в правовом регулировании вообще не нуждается, т. к. одним из неотъемлемых условий является свобода предпринимательства. Между тем это мнение ошибочно; практика показала несостоятельность этого подхода.

Как показывает опыт большинства стран, использующих рыночную модель, полная свобода предпринимательства всегда связана с разного рода злоупотреблениями: появлением некачественной продукции, услуг, в ряде случаев представляющих угрозу для здоровья или жизни потребителей, созданием мошеннических схем привлечения денег населения и пр.

В качестве одного из опасных последствий полной свободы на рынке выступает господство монополий. Эффективность экономической системы обеспечивается разными механизмами. Одним из важнейших является свободная конкуренция. Противоположностью ей выступает монополия – господство хозяйствующего субъекта на рынке. Благодаря доминирующему положению предприятия могут извлекать сверхприбыль, не заботясь при этом о качестве товара или услуги, эффективности производства и т. д.

В структуре органов власти присутствует несколько институтов, работа которых связана с выявлением нарушений антимонопольного законодательства. В первую очередь, это ФАС России. Антимонопольная служба тесно сотрудничает с Управлением экономической безопасности и противодействию коррупции, другими правоохранительными органами.

Сертификация и стандартизация

Все, что относится к правовому регулированию экономической деятельности, направлено на защиту здоровья и жизни потребителей, обеспечение качества и взаимозаменяемости продукции. Сертификация и стандартизация являются важнейшими инструментами достижения указанных целей.

Стандартизация представляет собой деятельность, связанную с установлением правил и базовых показателей, которым должен соответствовать товар, услуга или работа. Она необходима для повышения конкурентоспособности предприятий, достижения упорядоченности в производственной сфере.

Сертификация – процедура, связанная с подтверждением соответствия качества продукции требованиям, предусмотренным в технических регламентах, положениях стандартов, условиях договоров и пр. Она может быть добровольной или обязательной. Формами обязательной сертификации является, например, принятие декларации о соответствии. Такое подтверждение осуществляется в случаях, установленных в техническом регламенте.

Продажа товаров, предоставление услуг, выполнение работ, сертификация которых является обязательной, осуществляется исключительно при наличии сертификата соответствия.

Госорганы, уполномоченные контролировать соблюдение требований стандартов, в случае выявления нарушений могут применять к виновным административные меры, в т. ч. штрафа и запреты на реализацию товаров.

Экономика и управление

В процессе хозяйствования возникают самые разные правоотношения. Они не сводятся исключительно к взаимодействию потребителя и производителя. Важнейшее значение в рыночной системе имеет и управление экономикой. Оно представляет целенаправленное упорядочивающее воздействие на хозяйственную деятельность всех участников оборота.

Труд работников любого предприятия организуется для наиболее эффективного использования производственных средств и обеспечения собственнику высокого дохода. В данном случае видна прямая зависимость управления от собственности. В одних случаях владелец предприятия является его руководителем, в других – нанимает для этого специалистов.

Управление тесно связано с разделением труда и кооперацией. Эффективность руководства достигается за счет обеспечения согласованной и целенаправленной работы, четкого распределения функций между участниками производственного процесса.

Структура управления

Регулирование хозяйственной деятельностью осуществляется посредством комплекса мер и инструментов, согласованных друг с другом и научно обоснованных. Все эти методы, приемы, способы используются управленческим аппаратом – органами управления.

Координация и регулирование социально-экономических процессов осуществляется на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

На региональные структуры власти и местные органы самоуправления в РФ возлагается ответственность за укрепление хозяйственных связей, стабилизацию экономики на местах.

На федеральном уровне функции управления осуществляют Правительство, Президент, министерства и ведомства, Счетная палата, Парламент.

Функции Правительства

В системе госрегулирования экономики Правительство является одним из ключевых субъектов управления. Этот орган обеспечивает контроль уровня занятости населения и платежного баланса, внедрение инновационных социально-экономических программ с целью перераспределения дохода и пр.

На правительственном уровне разрабатываются меры по контролю использования природных ресурсов, финансированию образовательных, продовольственных и других программ.

Ведомства и министерства

Эти звенья системы осуществляют оперативное управление в соответствующих экономических отраслях. Министерства и ведомства получают статистические данные, результаты мониторингов производственных процессов, анализа рынка, потребительского спроса, предложения производителей. На основании полученных сведений разрабатываются программы по оптимизации расходов, выявляются наиболее перспективные направления развития.

Инструменты регулирования

Кроме нормативно-правовых актов, в числе эффективных мер все больше приоритет отдается финансово-кредитным методам. Речь, в частности, о мерах налоговой, таможенной, амортизационной, кредитной, валютной политики.

В разных странах устанавливается определенное соотношение между разными формами и инструментами экономического регулирования. В зависимости от способа воздействия выделяют косвенные и прямые регуляторы. К числу последних относят методы и меры, жестко регламентирующие поведение участников оборота. Они выражены в форме законов, приказов, распоряжений, постановлений, судебных актов.

Косвенные регуляторы предполагают возможность выбора того или иного действия. К их числу, к примеру, можно отнести разные условия налогообложения, различные цены, ставки, тарифы, таможенные пошлины и т. д.

Прочие отрасли публично-правового регулирования

Охранительную функцию в сфере управления экономикой выполняет административное право. Его нормы закрепляют разнообразные санкции за нарушения в сфере предпринимательской деятельности в целом и за неисполнение предписаний в конкретных экономических отраслях.

На правонарушения, представляющие высокую общественную опасность, распространяют свое действие уголовные нормы.

Косвенное правовое регулирование осуществляется с помощью налогового законодательства. Несмотря на то что в НК не определены права и обязанности субъектов в предпринимательской сфере, Кодекс может оказать на участников правоотношений опосредованное влияние путем установления разных режимов обложения, льгот, ставок и пр.

Виды ответственности экономических субъектов

Самым строгим считается уголовное наказание. К ответственности по УК можно привлечь только физических лиц – руководителей, бухгалтеров, сотрудников, специалистов. Наказание вменяется только при условии доказанности вины. Основанием для привлечения к уголовной ответственности выступает совершение лицом деяния, имеющего признаки преступления.

Административные санкции могут быть вменены как гражданам, так и юрлицам. Основания и порядок привлечения к ответственности устанавливается в КоАП. Наиболее распространенным видом санкции является штраф. Одним из самых серьезных наказаний считается дисквалификация – лишение права вести определенный вид деятельности.

Ответственность по НК наступает за нарушение налоговых норм. Речь, к примеру, о несвоевременной сдаче декларации, неисполнении бюджетных обязательств, предоставлении недостоверных сведений в отчетности и пр. Налоговая ответственность заключается в возложении на субъекта денежного штрафа.

Гражданско-правовые меры применяются к лицам, нарушающим права других субъектов. Такой вид ответственности обеспечивает восстановление положения, существовавшего до нарушения прав. Так, лицо, чьи интересы были ущемлены, вправе требовать компенсацию вреда (в т. ч. морального). Кроме этого, в ГК предусмотрены санкции в виде пени, штрафов, неустойки к субъектам, нарушившим условия договора.

Политическая система | Британника

Политическая система , набор официальных юридических институтов, составляющих «правительство» или «государство». Это определение принято во многих исследованиях правовых или конституционных механизмов продвинутых политических порядков. Однако в более широком смысле этот термин охватывает как действительные, так и предписанные формы политического поведения, не только правовую организацию государства, но и реальность того, как государство функционирует. В более широком смысле политическая система рассматривается как набор «процессов взаимодействия» или как подсистема социальной системы, взаимодействующая с другими неполитическими подсистемами, такими как экономическая система.Это указывает на важность неформальных социально-политических процессов и подчеркивает важность изучения политического развития.

Традиционный правовой или конституционный анализ, использующий первое определение, породил огромное количество литературы по правительственным структурам, многие специализированные термины, которые являются частью традиционного словаря политологии, а также несколько поучительных схем классификации. Точно так же эмпирический анализ политических процессов и попытки выявить основные реалии правительственных форм дали богатый массив данных и важный корпус сравнительной теории.Третье определение вдохновило многих на научную работу, в которой используются новые виды данных, новые термины и некоторые новые концепции и категории анализа. Дальнейшее обсуждение опирается на все три подхода к изучению политических систем.

.

верховенства закона | Определение, значение, значение и факты

Верховенство закона , механизм, процесс, институт, практика или норма, которые поддерживают равенство всех граждан перед законом, обеспечивают непроизвольную форму правления и в более общем плане предотвращают произвольное использование власти. Произвол характерен для различных форм деспотизма, абсолютизма, авторитаризма и тоталитаризма. Деспотические правительства включают даже в высшей степени институционализированные формы правления, при которых субъект, находящийся на вершине властной структуры (например, король, хунта или партийный комитет), может действовать без ограничений закона, когда он этого хочет.

Идеи о верховенстве закона занимали центральное место в политической и правовой мысли, по крайней мере, с 4 века до нашей эры, когда Аристотель отличал «верховенство закона» от «верховенства закона». В XVIII веке французский политический философ Монтескье разработал доктрину верховенства закона, которая противопоставляла законную власть монархов капризу деспотов. С тех пор он глубоко повлиял на западную либеральную мысль.

Монтескье

Монтескье.

Предоставлено Государственным музеем, Амстердам

В целом, верховенство закона подразумевает, что создание законов, их исполнение и взаимосвязь между правовыми нормами сами по себе регулируются законом, так что никто, включая самого высокопоставленного должностного лица, не может. выше закона. Правовые ограничения правителей означают, что правительство подчиняется существующим законам в той же степени, что и его граждане. Таким образом, тесно связанным с этим понятием является идея равенства перед законом, согласно которой ни одно «юридическое» лицо не может пользоваться привилегиями, которые не распространяются на всех, и что никто не может быть освобожден от юридических санкций.Кроме того, применение и вынесение судебных решений различными руководящими должностными лицами должно быть беспристрастным и последовательным в равных случаях, слепо, без учета класса, статуса или относительной власти спорящих сторон. Более того, для того, чтобы эти идеи имели реальную пользу, должен существовать некий правовой аппарат, заставляющий чиновников подчиняться закону.

Верховенство закона не только влечет за собой такие основные требования о том, как закон должен вводиться в действие в обществе, но также подразумевает определенные качества в отношении характеристик и содержания самих законов.В частности, законы должны быть открытыми и ясными, общими по форме, универсальными по применению и доступными для всех. Более того, юридические требования должны быть такими, чтобы люди могли ими руководствоваться; они не должны предъявлять к людям чрезмерные когнитивные или поведенческие требования. Таким образом, закон должен быть относительно стабильным и содержать определенные требования, с которыми люди могут проконсультироваться, прежде чем действовать, и юридические обязательства не должны устанавливаться задним числом. Кроме того, закон должен оставаться внутренне непротиворечивым, а в противном случае должен предусматривать правовые способы разрешения противоречий, которые могут возникнуть.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Однако, несмотря на эти основные особенности, никогда не существовало общепринятой или даже систематической формулировки верховенства закона (но не из-за отсутствия попыток со стороны юристов и политических философов). Идею о том, что закон должен способствовать благоприятным способам распределения и ограничения осуществления государственной власти, можно интерпретировать по-разному; такие различия особенно очевидны с течением времени и в разных государствах.

Институты и правовая культура

По этим причинам верховенство закона лучше всего рассматривать не как образец институционального дизайна, а как ценность или совокупность ценностей, которые могут служить основой для такого дизайна и, следовательно, могут быть реализованы в Разнообразие способов. Тем не менее, несколько довольно простых и обобщаемых институциональных выводов вытекают из идеи о том, что те, кто судит о законности осуществления власти, не должны совпадать с теми, кто ее осуществляет. Например, типичное правовое государство институционализирует некоторые средства защиты юридических лиц от вмешательства, политического или иного, которое угрожает их независимости.Соответственно, институциональное разделение судебной системы от других ветвей власти обычно считается важной чертой правового государства. Другие меры по обеспечению справедливого доступа к правовым институтам также могут иметь значение для режимов верховенства закона. Кроме того, широко распространено мнение, что обязательная письменная конституция способствует обеспечению верховенства закона и была принята большинством государств мира.

Хотя определенные институциональные традиции и условности, а также писаные законы могут быть важны для обеспечения того, чтобы судебные решения основывались на правдоподобном толковании существующих законов, ни один институциональный характер государства не должен рассматриваться как необходимый или достаточный для правила. юридический идеал.Верховенство закона не привязано ни к какому-либо национальному опыту, ни к какому-либо конкретному набору институтов, хотя в некоторых странах и некоторых институтах ему может быть лучше. Более того, институциональные механизмы, обеспечивающие верховенство закона в одном государстве, нелегко скопировать или перенести на другое. Различные государства воплощают свои собственные суждения о том, как реализовать определенные идеалы верховенства закона с учетом их особых правовых и культурных традиций, которые естественным образом влияют на характер их институтов.Тем не менее, исходное социологическое условие верховенства закона является общим для разных культур: для того, чтобы верховенство закона было чем-то большим, чем пустой принцип, большинство людей в обществе, включая тех, чья профессия состоит в том, чтобы отправлять закон, должны верить, что нет человек или группа должны быть выше закона.

.

% PDF-1.2 % 281 0 объект > endobj xref 281 81 0000000016 00000 н. 0000001971 00000 н. 0000002150 00000 н. 0000002181 00000 п. 0000002238 00000 н. 0000002883 00000 н. 0000003302 00000 н. 0000003369 00000 н. 0000003486 00000 н. 0000003609 00000 н. 0000003760 00000 н. 0000003947 00000 н. 0000004117 00000 н. 0000004279 00000 н. 0000004466 00000 н. 0000004627 00000 н. 0000004800 00000 н. 0000004957 00000 н. 0000005107 00000 п. 0000005245 00000 н. 0000005381 00000 п. 0000005517 00000 н. 0000005653 00000 п. 0000005789 00000 н. 0000005925 00000 н. 0000006061 00000 н. 0000006197 00000 н. 0000006334 00000 н. 0000006471 00000 н. 0000006608 00000 п. 0000006745 00000 н. 0000006882 00000 н. 0000007019 00000 п. 0000007156 00000 н. 0000007293 00000 н. 0000007430 00000 н. 0000007567 00000 н. 0000007704 00000 н. 0000007841 00000 н. 0000007978 00000 н. 0000008114 00000 п. 0000008211 00000 н. 0000008305 00000 н. 0000008398 00000 п. 0000008491 00000 п. 0000008584 00000 н. 0000008678 00000 н. 0000008772 00000 н. 0000008866 00000 н. 0000008960 00000 н. 0000009054 00000 н. 0000009148 00000 п. 0000009242 00000 н. 0000009466 00000 н. 0000009647 00000 н. 0000009669 00000 н. 0000010655 00000 п. 0000010677 00000 п. 0000011373 00000 п. 0000012204 00000 п. 0000012414 00000 п. 0000012521 00000 п. 0000012735 00000 п. 0000013709 00000 п. 0000013732 00000 п. 0000014827 00000 п. 0000014850 00000 п. 0000015993 00000 п. 0000016016 00000 п. 0000017185 00000 п. 0000017208 00000 п. 0000017318 00000 п. 0000018482 00000 п. 0000018505 00000 п. 0000019645 00000 п. 0000019667 00000 п. 0000019746 00000 п. 0000019824 00000 п. 0000020733 00000 п. 0000002279 00000 п. 0000002861 00000 н. трейлер ] >> startxref 0 %% EOF 282 0 объект > endobj 283 0 объект [ 284 0 руб. ] endobj 284 0 объект > / F 321 0 R >> endobj 285 0 объект > endobj 360 0 объект > поток Hb``f`x Ā

.

Закон о горном деле 2021 | Законы и правила | Канада

Корзина Получить обновления электронной почты Коронавирус Новости Ассоциации Видео Поиск: Авторизоваться
  • Наши бренды:
    • Африканское право и бизнес
    • Журнал CDR
    • Глобальная правовая информация
    • Международные бизнес-отчеты
    • ICLG
  • Дом
  • Области практики

    Области практики Просмотр от А до Я

    • Альтернативные инвестиционные фонды
    • Противодействие отмыву денег
    • Авиационное финансирование и лизинг
    • Авиационное право
    • Деловые преступления
    • Картели и снисходительность
    • CDR - мошенничество, отслеживание активов и восстановление
    • Действия класса и группы
    • Судебные тяжбы
    • Строительное и инженерное право
    • Защита потребителя
    • Авторские права
    • Корпоративное управление
    • Корпоративная иммиграция
    • Корпоративные расследования
    • Налог с корпораций
    • Кибер-безопасности
    • Защита данных
    • Производные
    • НОВАЯ Дизайн
    • Цифровой бизнес
    • Цифровое Здоровье
    • Судебные тяжбы по лекарствам и медицинским устройствам
    • Трудовое и трудовое право
    • Исполнение иностранных судебных решений
    • Закон об окружающей среде и изменении климата
    • НОВАЯ Экологическое, социальное и корпоративное право
    • Семейное право
    • Финтех
    • Режимы прямых иностранных инвестиций
    • Франшиза
    • Азартные игры
    • Страхование и перестрахование
    • Международный арбитраж
    • Инвестор-государственный арбитраж
    • Кредитование и обеспечение финансирования
    • Судебные разбирательства и разрешение споров
    • Контроль за слияниями
    • Слияния и поглощения
    • Горное право
    • Регулирование нефти и газа
    • Аутсорсинг
    • Патенты
    • Фармацевтическая реклама
    • Частный клиент
    • Частный акционерный капитал
    • Ответственность производителя
    • Проектное финансирование
    • Государственные инвестиционные фонды
    • Государственные закупки
    • Недвижимость
    • Возобновляемая энергия
    • Реструктуризация и несостоятельность
    • Санкции
    • Секьюритизация
    • Закон о судоходстве
    • Телекоммуникации, СМИ и Интернет
.

Смотрите также